Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Плательщикам страховых взносов

Вниманию плательщиков! 

С 01.01.2024 плательщики обязательных страховых взносов со среднесписочной численностью до 5 человек, а также правопреемники за реорганизованных работодателей могут представлять документы  в электронной форме (без ЭЦП) через информационный ресурс

«Личный кабинет плательщика взносов»,

размещенный на корпоративном портале Фонда[1].

 Чтобы получить право взаимодействия в электронной форме, должностному лицу (уполномоченному лицу плательщика, выполняющему функции его руководителя) необходимолично обратиться в орган ФСЗН по месту постановки на учет и подать заявление о создании (блокировке) учетной записи пользователя, форма которого установлена в приложении 1 к Постановлению №16.  Кроме того, потребуется предъявить документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие полномочия этого лица[2].

 

Данное право предоставляется только одному пользователю плательщика, выполняющему функции его руководителя, предъявившему документ, удостоверяющий личность.

После представления заявления со всеми документами, работник органа Фонда в течение рабочего дня, следующего за днем представления заявления, создает на портале Фонда учетную запись пользователя. Эта запись будет позволять авторизацию пользователя по логину и паролюна портале Фонда в информационном ресурсе «Личный кабинет плательщика взносов»посредством межбанковской системы идентификации:

http://portal2.ssf.gov.by/mainPage/?step=2.

Сообщение о создании учетной записи будет направлено на адрес электронной почты плательщика.

С порядком работы в «Личном кабинете плательщика взносов» можно ознакомиться, скачав по ссылке:

http://portal2.ssf.gov.by/mainPage/important/documentation/

«Руководство пользователя кабинета плательщика», гдеописываются условия выполнения и порядок действий пользователя - плательщика при обмене электронными документами и организации информационного взаимодействия с АИС Фонда посредством портала Фонда (Страница 12  пункт 3.4.1 «Вход в личный кабинет пользователей без ЭЦП», страница 52  пункт 5.4.2 «Подача документов пользователями без ЭЦП»).


[1] Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 12.12.2023 N 16 (Постановление №16)

[2] Пункт 3 Постановления №16

Размер ежемесячной доплаты к заработной плате: определяется работодателем, но не может быть менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.Размеры взносов на профессиональное  пенсионное страхование установлены статьей 6 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» от 15.07.2021 № 118-З и дифференцированы в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию.

Период получения:до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Работник в любое время вправе изменить принятое им решение и вернуться к формированию профессионального стажа и права на профессиональную пенсию, выразив свое желание в новом письменном заявлении работодателю. В этом случае работодатель обязан возобновить уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование.

!


ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ДОПЛАТА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ  
ВМЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

(Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» от 25.09.2013 № 441 вступил в силу с 01.01.2014 года)

Условия предоставления:

Порядок получения: обратиться с письменным заявлением к работодателю.

Решение о праве работника на ежемесячную доплату к зарплате принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих продолжительность специального стажа до 1 января 2009 года либо его отсутствие до указанной даты. В случае возникновения спорных вопросов при определении продолжительности специального стажа работника до 1 января 2009 года  за разъяснениями работодателю необходимо обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите.

ВАЖНО!

Размер ежемесячной доплаты к заработной плате: определяется работодателем, но не может быть менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Размеры взносов на профессиональное  пенсионное страхование установлены статьей 6 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» от 15.07.2021 № 118-З и дифференцированы в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию.

Период получения: до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Работник в любое время вправе изменить принятое им решение и вернуться к формированию профессионального стажа и права на профессиональную пенсию, выразив свое желание в новом письменном заявлении работодателю. В этом случае работодатель обязан возобновить уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Изменения в назначении пособий

С 1 июля 2024 года вступают в силу нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 945 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», в соответствии с которыми изменяется порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее – пособия).

Согласно внесенным изменениям пособия лицам, работающим по трудовым договорам, будут назначаться только по основному месту работы с учетом заработка у всех работодателей и при условии, что по остальным имеющимся местам работы они также будут «находиться на больничном».

Исключение: лицам, находящимся по основному месту работы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и лицам, не имеющим на дату временной нетрудоспособности, беременности и родов основного места работы, пособия будут назначаться по месту работы на условиях совместительства.

Пособие по временной нетрудоспособности гражданам, имеющим страховой стаж 10 лет и более будет назначаться в размере 100 процентов с первого дня нетрудоспособности. Если страховой стаж менее 10 лет, данное пособие будет назначаться в размере 80 процентов среднедневного заработка за весь период нетрудоспособности.

При этом сохранится льгота по назначению пособий в размере 100 процентов с первого дня нетрудоспособности лицам, ухаживающим за больным ребенком, лицам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС и др., а также при назначении пособия по беременности и родам.
Кроме того, увеличится минимальный размер пособия, который будет рассчитываться из размера минимальной заработной платы с учетом индексации за месяц, предшествующий месяцу наступления права на пособие.

Размер среднедневного заработка будет осуществляться автоматизированно на основании данных персонифицированного учета и предоставляться бухгалтерской службе по ее запросу через информационный ресурс «Личный кабинет плательщика взносов», размещенный на корпоративном портале Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). При этом плательщику обязательных страховых взносов важно осознавать, что от своевременности и полноты представления им в органы Фонда  документов персонифицированного учета (формы ПУ-2 и ПУ-3) напрямую зависит размер будущего пособия работника.

Нововведения направлены на равные подходы по оплате листков нетрудоспособности для граждан, участвующих в системе государственного социального страхования

Назначаем пособия по-новому

Постановлением правления Фонда от 18.08.2023 № 10 утверждено Положение о порядке предоставления сведений и информации при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее - Положение).

Согласно Положению  плательщик не позднее двух рабочих дней со дня обращения работника за пособием, формирует в Фонд запрос по приложению 1 к Положению и направляет его через «Личный кабинет плательщика взносов».

В обработку принимаются случаи временной нетрудоспособности, наступившие не ранее 01.07.2024. По каждому листку нетрудоспособности заполняется отдельный запрос.
Если запрос не будет соответствовать установленным требованиям, он не принимается Фондом с указанием причины возврата. Плательщик в течение двух рабочих дней обязан устранить причину и направить в Фонд новый запрос.

Если запрос сформирован корректно, в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем поступления запроса, Фонд предоставляет плательщику (по форме согласно приложению 3 к Положению) информацию:
- о размере среднедневного заработка работника,
- о периоде уплаты за него обязательных страховых взносов в бюджет фонда,
- о наличии права на получение пособия в минимальном размере.

Наниматель после получения информации назначает пособие с учетом норм Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам,  утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (с изменениями и дополнениями).

В течение 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода временной нетрудоспособности, беременности и родов, но не позднее даты увольнения работника, Фонд может направить через «Личный кабинет плательщика взносов» уведомление об изменении размера среднедневного заработка работника (в таком случае пособие необходимо будет пересчитать) или о непринятии к зачету суммы пособия по временной нетрудоспособности (по приложению 5 к Положению), поэтому плательщик на протяжении указанного срока должен отслеживать уведомления Фонда в «Личном кабинете плательщика взносов».

Изменения в  представлении документов персонифицированного учета  

С 2024 года документы персонифицированного учета (форма ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» и форма ПУ-3 «Индивидуальные сведения»), пояснительная записка к формам ПУ-3  представляются плательщиками обязательных страховых взносов  через «Личный кабинет плательщика взносов» на корпоративном портале Фонда.

При этом, плательщики со среднесписочной  численностью свыше 5 человек представляют сведения в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью (наличие действующего сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи и атрибутного сертификата для работы с системами Фонда). Плательщики с численностью до 5 человек и правопреемники за реорганизованных работодателей могут проводить заполнение и представление документов также в электронной форме (без электронной цифровой подписи).

Для получения возможности взаимодействия в электронной форме, должностному лицу плательщика или физическому лицу, самостоятельно уплачивающему обязательные страховые взносы, необходимо лично обратиться в орган Фонда по месту постановки на учет и подать заявление о создании учетной записи пользователя, предъявить документ, удостоверяющий личность, а также для работодателей - документы, подтверждающие полномочия должностного лица.

Список плательщиков со среднесписочной численностью работников будет формироваться Фондом социальной защиты населения на основании данных ведомственной отчетности о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (отчет 4-фонд) и поступивших документов персонифицированного учета.

Дополнительную информацию можно получить в районном отделе (секторе) Фонда по месту постановки на учет либо на корпоративном портале Фонда (portal2.ssf.gov.by). 

О новом порядке назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования и финансирует выплаты пенсий и пособий.

Информируем, что с 1 июля 2024 года изменяется порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

В основе нового порядка заложен механизм централизованного расчета параметров (размера среднедневного заработка, продолжительности уплаты обязательных страховых взносов, право выплаты пособия из минимального размера – минимальной заработной платы) на стороне органов Фонда на основании данных персонифицированного учета. Выполнение данного расчета будет осуществляться в автоматизированном режиме по запросу плательщика обязательных страховых взносов через раздел «Пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам» в «Личном кабинете плательщика взносов» на корпоративном портале Фонда (Портал).

Обращение к данному разделу плательщики обязательных страховых взносов смогут осуществлять как через программный интерфейс (API) в режиме «система-система» непосредственно из программного обеспечения бухгалтерской службы (доработанное под выполнение данной задачи), так и через веб-интерфейс информационного ресурса «Личный кабинет плательщика взносов» на Портале.

Справочно. Для реализации указанных нововведений, постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 августа 2023 г. № 10 утверждено Положение  о порядке предоставления сведений и информации при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (в редакции постановления правления Фонда от 29.12.2023 № 19).
Описание (API) протокола обмена данными внешних систем с корпоративным порталом Фонда размещено на официальном сайте Фонда – https://www.ssf.gov.by/ru/informacionnoe-vzaimodejstvie-platelshika-obyazatelnyh-strahovyh-vznosov-i-organov-fonda-ru/

При этом во втором квартале 2024 года Фонд планирует предоставить всем плательщикам доступ для тестирования к функционалу по расчету размера среднедневного заработка в информационном ресурсе «Личный кабинет плательщика взносов» на Портале.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

ПАМЯТКА ДЛЯ ИП

НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

Обязанности работодателя по представлению отчетности в органы Фонда социальной защиты населения

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН

Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь во 2 полугодии 2023 года

Указ 367

Зарплата «в конвертах» - какие негативные последствия  наступают для работников

© Администрация Октябрьского района г. Гродно, 2024.