ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ДОПЛАТА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
ВМЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
(Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 года «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»)
Условия предоставления:
Ø занятость в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности;
Ø распространение профессионального пенсионного страхования и уплата работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование;
Ø специальный стаж работы до 1 января 2009 года – менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47-49, 49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», либо его отсутствие.
Порядок получения: обратиться с письменным заявлением к работодателю.
Размер ежемесячной доплаты к заработной плате: определяется работодателем, но не может быть менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
§ для педагогических работников – 4%;
§ для медицинских работников – 4%, 6%, 9% (в зависимости от условий труда).
Справочно! Право на пенсию за выслугу лет имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
vмужчины – при наличии специального стажа работы не менее 30 лет;
vженщины – при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Период получения:до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Особенности выбора:работник в любое время вправе изменить принятое им решение и вернуться к формированию профессионального стажа и права на профессиональную пенсию, выразив свое желание в новом письменном заявлении работодателю. В этом случае работодатель обязан возобновить уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
на сумму имеющихся пенсионных сбережений (уплаченных взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения) ежегодно начисляется доход от размещения средств профессионального пенсионного страхования.
накопленные пенсионные сбережения застрахованного лица будут использованы для выплаты ему профессиональной пенсии при достижении общеустановленного пенсионного возраста.
выплата дополнительной профессиональной пенсии производится независимо от получения каких либо других пенсий или дохода.
Мобильное приложение «ФСЗН»
С 1 февраля 2023 года Фонд социальной защиты населения представил своё мобильное приложение «ФСЗН». Каждому человеку важно владеть информацией о страховом стаже, начисленной заработной плате, уплаченных в Фонд взносах. От этого зависит право на будущую пенсию, ее размер.
Мобильное приложение «ФСЗН» – это своего рода связующее звено между Фондом социальной защиты населения и гражданами, позволяющее практически в режиме реального времени получить сведения, которые будут учитываться при назначении им пенсии.
Мобильное приложение позволит в удобном для пользователя месте и в любое время получить информацию о периодах работы по трудовому договору у конкретного работодателя, в том числе при приеме на работу с 01.07.2019 в части наименования должности служащего (профессии рабочего), основания увольнения и иные сведения, содержащиеся в трудовой книжке.
Также у пользователей приложения появилась возможность контролировать своего работодателя в части начисления и уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование (суммы уплаченных обязательных страховых взносов отражаются начиная с 01.01.2013), получать информацию о своем профессиональном пенсионном страховании, узнать все о социальных пособиях.
В приложении также можно получить информацию о продолжительности своего страхового стажа с 1 января 2003 года, который рассчитывается на основании информации, содержащейся в ИЛС, поскольку страховой стаж – это гарантия формирования прав на получение трудовой пенсии. При достижении пенсионного возраста в 2023 году (женщины – 58 лет, мужчины – 63 года) страховой стаж должен составлять не менее 19 лет, в 2024 – 19,5 лет, в 2025 – 20 лет.
Мобильное приложение «ФСЗН» доступно на платформах «AppStore», «AppGallery», «GooglePlay».
ПАМЯТКА
СВЕДЕНИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ В 2024 ГОДУ
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2022 № 945 внесены изменения в Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837,
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 №569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
В частности, с 1 января 2024 года изменится порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.Размер среднедневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования.Работникам пособия будут назначатсяпо основному месту работы с учетом заработка по месту работы на условиях внутреннего и внешнего совместительства.
Для назначения в 2024 году пособий на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (ИЛС) в базе данных персонифицированного учета должен присутствовать признак «основное место работы» после 1 июля 2019 года. Данный признак заполняется в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» (форма ПУ-2) - подраздел 2.1 «Сведения о наименовании должности служащего, профессии рабочего, указанные в приказе (распоряжении) работодателя о приеме на работу, переводе (назначении) на другую постоянную работу на основании штатного расписания», графа «Код работы по совместительству»: 0 – основное место работы. В случае отсутствия на ИЛС признака «основное место работы» после 1 июля 2019работодателю необходимо будет представить в орган Фонда социальной защиты населения в течение 2 рабочих днейсо дня предъявления застрахованным лицом листка нетрудоспособностиформу ПУ-2 с указанием такого признака. |
Работу по заполнению и представлению формы ПУ-2 с отметкой «основное место работы» рекомендуется провести заблаговременно:
1) для определения круга лиц, в ИЛС которых отсутствует отметка «основное место работы», можно воспользоваться справочно-информационными сервисами в личном кабинете плательщика на корпоративном портале Фонда:
2) при заполнении формы ПУ-2в подразделе 2.2 «Сведения о периоде работы должности служащего, профессии рабочего» предлагается заполнять
в графе «Дата приема (перевода, назначения) по профессии рабочего должности служащего» -01.07.2019,
в графе «Дата приказа» –дата приказа о приеме (переводе) по основному месту работы,
в графе «Номер приказа» –номер приказа о приеме (переводе) по основному месту работы.
ФСЗН: 30 лет заботы о важном!
Вот уже 30 лет Фонд социальной защиты населения с честью выполняет возложенные на него функции, оказывая государственную социальную поддержку каждому человеку от его рождения на протяжении всей трудовой деятельности и до самого преклонного возраста через финансирование целого комплекса семейных пособий, оплату больничных листков, пенсионные выплаты и др.
Фонд социальной защиты населения, созданный 1 июля 1993 года на базе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, в настоящее время является департаментом с правами юридического лица в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Основными задачами Фонда является сбор и аккумулирование средств государственного социального страхования, финансирование выплаты пенсий и пособий, организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета, финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством, назначение и выплата профессиональных пенсий.
На протяжении всего периода развития Фонда на его базе реализовывались масштабные проекты, и решались глобальные задачи.
Так, с 2003 года успешно внедрена уникальная система персонифицированного учета, которая позволила создать централизованный электронный ресурс, содержащий сведения о трудовой деятельности каждого гражданина, работающего в любом уголке Беларуси. Это позволилоустановить тесную связь между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионера, продолжительностью периода деятельности, в течение которого работником и его работодателем уплачивались страховые взносы в бюджет фонда социальной защиты населения.
Благодаря персонифицированному учету процедура назначения пенсии значительно упростилась, поскольку человек избавлен от сложностей, связанных со сбором документов о своем стаже и заработке от всех работодателей, у которых работал даже непродолжительный период времени после 1 января 2003 года.
С 2009 года Фонд осуществляет ведение профессионального пенсионного страхования, который основан на принципе накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. (это, например, отдельные категории медицинских, педагогических работников, работники, занятые на работах с вредными и особо вредными, тяжелыми и особо тяжелыми условиями труда, животноводы, доярки и т.д.). Т.е. работодатели дополнительно уплачивают взносы за таких работников, ведется персонифицированный учет этих средств, из них в последующем осуществляются выплаты профессиональных пенсий. Более 1200 профессиональных пенсий назначается ежегодно в Гродненском областном управлении Фонда социальной защиты населения.
Для поддержки семей с детьми система государственных пособий постоянно совершенствуется.
С 1 октября 2011 года значительно изменились суммы единовременной помощи в связи с рождением первого ребенка, а также второго и последующих детей. Пособие в связи с рождением ребенка возросло вдвое с 5 до 10 бюджетов прожиточного минимума (БПМ), при рождении второго и последующих детей - с 7 до 14 БПМ.
Значительный шаг был сделан с принятием Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», когда размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет был увязан со среднемесячной заработной платой работников в республике, что позволило увеличить его размер практически в 2 раза.
В 2015 году существенно усилена государственная поддержка семей с двумя и более детьми. Введено дополнительное пособие на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет – 50 % БПМ.
На сегодняшний день в систему государственных пособий входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми – всего 11 видов.
С 1 января 2024 года существенно изменится размер пособия по временной нетрудоспособности. Он будет зависеть от периода уплаты обязательных страховых взносов в бюджет Фонда на социальное страхование. Таким образом, для работников, имеющих стаж работы с уплатой страховых взносов 10 лет и более, размер пособий увеличится за счет оплаты больничных в размере 100% с первого дня болезни (в настоящее время первые 12 дней больничного оплачиваются в размере 80 % среднедневного заработка, за исключением отдельных категорий граждан.
Минимальный размер больничных будет рассчитываться из размера минимальной заработной платы, в действующем порядке расчета – из 50% БПМ в среднем на душу населения.
Сегодня Фонд – это государственный орган, идущий в ногу со временем, постоянно продолжает совершенствовать свою работу, активно учувствует в межведомственном информационном взаимодействии с целью создания простых, доступных и удобных условий коммуникаций с гражданами и бизнесом.
С 1 февраля 2023 года Фонд представил своё мобильное приложение «ФСЗН» как новый формат информационного взаимодействия с гражданами, которые являются участниками системы государственного социального страхования.
Мобильное приложение позволяет в удобном для пользователя месте и в любое время получить доступ к информации, содержащейся в его индивидуальном лицевом счете (ИЛС). Это данные свидетельства социального страхования, сведения о периодах трудовой деятельности и работодателях, в том числе периодах выполнения работ по гражданско-правовым договорам, начисленной заработной плате, уплаченных в ФСЗН взносах, а также информацию о продолжительности страхового стажа, сформированного за период с 01.01.2003.
Мобильное приложение «ФСЗН» – своего рода связующее звено между Фондом социальной защиты населения и гражданами. Каждому человеку важно владеть информацией о страховом стаже, начисленной заработной плате, уплаченных в ФСЗН взносах. От этого зависит право на будущую пенсию, ее размер.
В структуру Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения входят 29 структурных подразделений, в том числе 16 районных отделов, 3 районных сектора и 10 подразделений аппарата областного управления с общей численностью 173 человека.
Количество плательщиков обязательных страховых взносов менялось на протяжении 30 лет от 5336 до 56310.
Расширились и категории плательщиков:
К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям добавились нотариусы, адвокаты, а также была предоставлена возможность самозанятым лицам самостоятельно формировать свой пенсионный стаж.
В настоящее время на территории Гродненской области крупнейшими плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет фонда социальной защиты населения являются ОАО "Гродно Азот", ОАО "Гродненский мясокомбинат", СООО "Конте Спа", ОАО "Белкард", ОАО "Гродненская табачная фабрика "Неман", ОАО "Молочный Мир", г. Гродно, Волковысское ОАО "Беллакт". Доля их поступлений в общеобластном объеме составляет 7,5% .
Гродненская область формирует 8,5 % бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В настоящее время в Гродненской области за счет средств Фонда получают пенсии более 265 тысяч пенсионеров, из которых 213 тысяч или 80 процентов - это получатели пенсии по возрасту. Средний размер такой пенсии в Гродненской области составляет 676 рублей.
На 1 января 2023 года всего системой государственных пособий охвачено 42,6 тысяч детей Гродненской области. Самая многочисленная группа - это получатели государственных пособий семьям, воспитывающим детей в возрасте до трех лет. Такие пособия выплачиваются в Гродненской области на 23,9 тысяч детей.
Благодаря государству и сотрудникам Фонда пенсионная система работает стабильно: пенсии и пособия выплачиваются в установленные сроки и в полном объеме.
С момента своего создания Фонд прочно вошел в жизнь белорусов, являясь для многих настоящим, для остальных – будущим. По историческим меркам - 30 лет, быть может, не так и много, но по количеству и масштабу событий - это целая эпоха.
Изменения в порядке назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с 01.01.2024
С 1 января 2024 года вступают в силу нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 945 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», в соответствии с которыми изменяется порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее – пособия).
Согласно внесенным изменениям пособия лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), будут назначаться только по основному месту работы с учетом заработка у всех работодателей и при условии, что по остальным имеющимся местам работы они также будут «находиться на больничном».
Пособие по временной нетрудоспособности гражданам, имеющим страховой стаж 10 лет и более будет назначаться в размере 100 процентов с первого дня нетрудоспособности. Если страховой стаж менее 10 лет, данное пособие будет назначаться в размере 80 процентов среднедневного заработка за весь период нетрудоспособности.
При этом сохранится льгота по назначению пособий в размере 100 процентов с первого дня нетрудоспособности лицам, ухаживающим за больным ребенком, лицам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС и др., а также при назначении пособия по беременности и родам.
Кроме того, увеличится минимальный размер пособия, который будет рассчитываться из размера минимальной заработной платы с учетом индексации за месяц, предшествующий месяцу наступления права на пособие.
Среднедневной заработок для исчисления пособий работникам будет определяться из выплат, на которые начислялись обязательные страховые взносы, у всех работодателей (в том числе бывших) в 18 календарных месяцах предшествующих кварталу, в котором возникло право на пособие.
Размер среднедневного заработка будет осуществляться автоматизированнона основании данных персонифицированного учета и предоставляться бухгалтерской службе по ее запросу через информационный ресурс «Личный кабинет плательщика взносов», размещенный на корпоративном портале Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). При этом плательщику обязательных страховых взносов важно осознавать, что от своевременности и полноты представления им в органы Фонда документов персонифицированного учета (формы ПУ-2 и ПУ-3) напрямую зависит размер будущего пособия работника.
Нововведения направлены на равные подходы по оплате листков нетрудоспособности для граждан, участвующих в системе государственного социального страхования
НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ.
Право на профессиональную пенсию имеют лица, за которых уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование в связи с занятостью в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (занятые на работах, предусмотренных Списком №1 и №2, работницы текстильного производства (по установленному перечню), отдельные категории медицинских и педагогических работников, животноводы, доярки и др.) Выплата профессиональных пенсий производится за счет пенсионных сбережений в виде досрочной профессиональной пенсии и дополнительной профессиональной пенсии.
Назначение профессиональных пенсий осуществляется по месту жительства застрахованного лица органами Фонда на основании заявления о назначении профессиональной пенсии.
Досрочная профессиональная пенсияназначается застрахованным лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, до достижения общеустановленного пенсионного возраста, при наличии профессионального стажа, определенного статьей 11 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 5 января 2008 г. № 322-З.
Для реализации застрахованным лицом права на досрочную профессиональную пенсию с учетом периода (периодов) работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 г. помимо документа, удостоверяющего личность, представляется справка о стаже работы установленной формы, выданная управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите или управлением (отделом) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа
Дополнительная профессиональная пенсия назначается следующих условиях:
постоянное проживание в Республике Беларусь;
достижение общеустановленного пенсионного возраста;
наличие пенсионных сбережений на специальной части индивидуального лицевого счета.
Обращение за назначением дополнительной профессиональной пенсии осуществляется застрахованным лицом в любое время после достижения им общеустановленного пенсионного возраста.
Заявление о назначении профессиональной пенсии рассматривается в срок не более 10 рабочих дней с вынесением решения о назначении (перерасчете) либо об отказе в назначении профессиональной пенсии.
В течение рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о назначении профессиональной пенсии, отдел Фонда направляет застрахованному лицу копию указанного решения.
На основании решения о назначении дополнительной профессиональной пенсии профессиональная часть лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Досрочная профессиональная пенсия исчисляется путем деления суммы пенсионных сбережений (по данным профессиональной части лицевого счета) на число месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица.
Дополнительная профессиональная пенсия устанавливается в размере БПМ в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который она выплачивается, в пределах суммы пенсионных сбережений на профессиональной части лицевого счета.
По окончании периода выплаты профессиональной пенсии отдел Фонда в течение 5 рабочих днейнаправляет застрахованному лицу уведомление о завершении выплаты профессиональной пенсии.
За дополнительной информацией обращаться по телефонам: 8 (0152) 559742, 559744.
Мобильное приложение «ФСЗН» - это новый формат информационного взаимодействия с гражданами, которые являются участниками системы государственного социального страхования.
Приложение Фонда доступно для скачивания на платформе Google Play.
Мобильное приложение позволит в удобном для пользователя месте и в любое время получить:
1. доступ к информации, содержащейся на его индивидуальном лицевом счете (ИЛС).
Это данные свидетельства социального страхования, сведения о периодах трудовой деятельности и работодателях, в том числе периодах выполнения работ по гражданско-правовым договорам. За период с 1 июля 2019 года в мобильном приложении отражаются расширенные сведения о трудовой биографии работника, которые практически идентичны информации, содержащейся в трудовой книжке: наименование профессии рабочего/должности служащего, наименование структурного подразделения, основание увольнения и др. (поступают в Фонд при приеме на работу либо увольнении с работы);
2. возможность контролировать своего работодателя в части начисления и уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование – информация о размере таких взносов и периоды их уплаты поступают в Фонд ежеквартально;
3. информацию о продолжительности страхового стажа, сформированного за период с 01.01.2003, которая рассчитывается на основании информации, содержащейся в ИЛС.
Страховой стаж – это гарантия формирования прав на получение трудовой пенсии. При достижении пенсионного возраста в 2023 году (женщины – 58 лет, мужчины – 63 года) страховой стаж должен составлять не менее 19 лет, в 2024 – 19,5 лет, в 2025 – 20 лет.
Фонд готов непрерывно совершенствоваться, быть всегда рядом, создавать простые, удобные и доступные сервисы для граждан!
ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ДОПЛАТА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ВМЕСТО ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕНСИЮ
25 сентября 2013 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ N 441"О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения" (далее - Указ). Указ вступил в силу с 1 октября 2013 г., за исключением пункта 2Указа, который вступил в силу с 1 января 2014 г.
Указом предусматривается:
Предоставление права выбора способа компенсации за работу с особыми условиями труда работникам, занятым в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые к 1 января 2009 г. отработали менее половины специального стажа либо не имеют такого стажа до указанной даты (соответственно не приобретут право на досрочную пенсию в общей пенсионной системе) (подпункт 1.2 пункта 1).
Работник вправе выбрать:
(1) профессиональное пенсионное страхование. То есть продолжить формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию путем уплаты за него работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее - Фонд). Профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, осуществляется до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста;
либо
(2) ежемесячную доплату к заработной плате (далее - доплата). При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, производится только до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста.
Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 г.
Форма заявления работника, порядок его подачи, регистрации и хранения определяются локальным нормативным правовым актом работодателя.
Решение о праве конкретного работника на доплату принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж этого работника.
В случае возникновения спорных вопросов о продолжительности специального стажа работника разъяснения работодателям даются управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите при представлении документов, подтверждающих специальный стаж.
Размер доплаты также определяется работодателем. В любом случае он не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника.
За дополнительной информацией обращаться по телефонам: 8(0152)559742, 559744.
Плательщиками налога на профессиональный доход (далее – плательщики НПД) признаются физические лица, осуществляющие виды деятельности по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь[1].
Физические лица, признанные плательщиками НПД, подлежат обязательному государственному социальному страхованию (в части пенсионного страхования).
Постановка на учет в органах Фонда плательщиков НПД осуществляется автоматически со дня информирования Министерством по налогам и сборам Фонда социальной защиты населения о применении НПД (но не ранее даты постановки на учет в налоговых органах).
Для применения НПД физическое лицо обязано использовать цифровую платформу — приложение «Налог на профессиональный доход».
Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда плательщиками НПД производится путем уплаты ими налога на профессиональный доход.
Сумма обязательных страховых взносов, подлежащая перечислению в бюджет фонда, составляет 60% от уплаченной суммы налога на профессиональный доход.
Срок уплаты обязательных страховых взносов (как часть налога на профессиональных доход) - не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Льготы по уплате взносов плательщиком НПД:
· для получателей пенсий – освобождение от уплаты обязательных страховых взносов с 1 числа месяца, в котором это лицо начинает получать пенсию (путем снижения размера налога на профессиональный доход);
· при превышении суммы уплаченных обязательных страховых взносов, установленной законодательством, - освобождение от уплаты обязательных страховых взносов с 1 числа месяца, следующего за месяцем превышения (путем снижения размера налога на профессиональный доход);
· в период применения налогового вычета – добровольный порядок уплаты обязательных страховых взносов.
Дополнительную информацию можно получить в районных отделах (секторах) по месту постановки на учет либо на сайте Фонда https://ssf.gov.by
Ответ: фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) и страховой номер в заполняемой форме ПУ-3 должны соответствовать сведениям из индивидуального лицевого счета этого застрахованного лица и свидетельства государственного социального страхования.
В случае изменения, например, фамилии, в первую очередь необходимо провести ее изменение в индивидуальном лицевом счете системы персонифицированного учета. При этом одновременно будет сформировано новое свидетельство социального страхования. Для этого заполняется форма ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» тип «изменение анкетных данных». И только после изменения сведений в лицевом счете заполняется и представляется форма ПУ-3 уже с новой фамилией.
Напоминаем, что срок представления индивидуальных сведений за 2022 год для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, – до 31 марта 2023 года.
Вопрос: Женщина получает высшее образование (дневная форма обучения) за счет собственных средств и работает на 0,5 ставки. Где ей должны назначить пособие по беременности и родам в случае предоставления листка нетрудоспособности?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» лицам, совмещающим учебу (при получении высшего образования в дневной форме получения) с работой, пособие по беременности и родам назначается по месту учебы и месту работы.
Следовательно, в указанной ситуации женщине должны выдать два листка нетрудоспособности в связи с беременностью и родами: для назначения пособия по месту работы и по месту учебы.
Зарплата «в конвертах» - какие негативные последствия наступают для работников
Гродненское областное управлениeФонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь напоминает: плательщики обязательных страховых взносов обязаны начислять и перечислять обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) в полном объеме и в установленные сроки.
Своевременная и полная уплата страховых взносов гарантирует работникам предприятий своевременное назначение и выплату пенсий и пособий, выплачиваемых из средств бюджета фонда. В период, когда работодателем вносы не уплачиваются или уплачиваются в неполном объеме, у работников не формируются права на социальные выплаты, включая пенсии, что также отрицательно отразится на размере пенсии или пособия.
Следует отметить, что работники порой не задумываются о последствиях выплаты заработной платы «в конвертах». Речь идет о причинении вреда не только интересам государства, общества, но и своим собственным. Как правило, получатели зарплат «в конверте» соглашаются со своим заработком, но только до тех пор, пока не столкнутся с проблемами по здоровью или не соберутся выходить на пенсию.
Получение «серой зарплаты» влечет для работника недостаточную расчетную платежеспособность при обращении в банк за кредитом, отсутствие социальных гарантий в связи с временной нетрудоспособностью или низкий размер пенсии в будущем. Поскольку налоги в бюджет и отчисления в бюджет фонда с зарплаты «в конверте» не уплачиваются, это негативно отражается на благосостоянии других граждан, величине социальных и иных выплат.
Не секрет, что некоторые работники даже не догадываются о том, что вовлечены в серые зарплатные схемы. С работниками заключались договора, в соответствие с которыми они выполняли свои функции в течение определенного количества часов, расписываются в ведомостях о получении денежных средств. А когда приходит время оформлять пенсию, выясняется, что в фонде отсутствуют сведения об их работе, либо сумма заработка, из которого наниматель уплачивал обязательные страховые взносы ниже той заработной платы, которая выплачивалась фактически, но без отражения по данным бухгалтерского учета. Как результат ущемляются пенсионные права работника.
В Республике Беларусь основным источником выплат пенсий и пособий по временной нетрудоспособности являются обязательные страховые взносы, которые уплачиваются работодателями за каждого работника в бюджет фонда.
В зависимости от уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда приобретается право на выплаты по государственному социальному страхованию на случаи болезни, временной нетрудоспособности, беременности и родам, инвалидности, достижения пенсионного возраста, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного лица или члена его семьи.
Согласно законодательству о пенсионном обеспечении в 2023 году право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет имеют лица, у которых минимальный страховой стаж составляет 19 лет. В страховой стаж засчитываются только те периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, за которые производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Ежегодно страховой стаж увеличивается на полгода до достижения к 2025 году 20 лет.
Следовательно, при оформлении пенсии у работников- получателей зарплат «в конверте» периоды трудовой деятельности, в течение которых не производилась уплата страховых взносов, не будут учтены в страховой стаж и при исчислении размера пенсии будет учитываться только официальная заработная плата, из которой уплачивались страховые взносы в бюджет фонда, т.е. размер пенсии может оказаться гораздо ниже, чем, если бы он был исчислен из всей суммы заработанных средств.
А чем чревата подобная ситуация для нанимателя?
Как уже отмечалось, выплачивая зарплату в «конверте» наниматель не доплачивает обязательные взносы Фонду социальной защиты населения.
В такой ситуации Фонд в установленном законодательством порядке примет меры по доначислению нанимателем недоплаченной суммы взносов, а если сумма такой недоплаты превысит 20 базовых величин, то должностное лицо нанимателя еще и получит штрафот 2 до 20 базовых величин (статья 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Кроме того, ответственность нанимателей ужесточена. Так, с 19 июня 2021 года введена уголовная ответственность нанимателей за уклонение от начисления и уплаты обязательных страховых взносов - статья 243-3 УК РБ. Теперь в случае умышленного занижения размера отчислений в Фонд, превышающего 2 500 базовых величин, административным штрафом можно не отделаться, поскольку за подобное нарушение предусмотрена уже уголовная ответственность.
К сведению физических лиц, являющихся плательщиками
налога на профессиональных доход (далее – плательщики НПД) и получающим пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
Пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон) определен перечень условий, при которых пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (далее – пособие) выплачивается в размере 50 процентов от размера, установленного законодательством.
Пособие выплачивается в размере 50 процентов от установленного, если лицо, имеющее право на такое пособие и фактически осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет, является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением случаев приостановления соответствующей деятельности в порядке, установленном законодательством, неосуществления предпринимательской деятельности в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности), а также в других случаях.
При этом уплата налога на профессиональный доход не является основанием для выплаты пособия в размере 50 процентов от установленного, если физическое лицо не является ремесленником и не осуществляет деятельность в сфере агроэкотуризма.
Следовательно, физическим лицам - плательщикам НПД, не являющимся ремесленниками и не осуществляющим деятельность в сфере агроэкотуризма, а также не имеющим дополнительной занятости, указанной в пункте 3 статьи 13 Закона, пособие выплачивается в полном размере.
ПАМЯТКА
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ
об уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» индивидуальные предприниматели (далее - ИП) подлежат обязательному государственному социальному страхованию (далее - ГСС). Соответственно, они должны уплачивать обязательные страховые взносы (далее - взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда).
Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда, исчисляется изопределяемого ИП дохода за период осуществленияпредпринимательской деятельности в отчетном году. При этом сумма взносов должна быть не менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствие с законодательством.
Расчёт суммы взносов, подлежащих уплате в бюджет фонда за отчетный год с учётом периодов неосуществления деятельности, можно произвести с помощью калькулятора, размещённого на сайте Фонда (http://ssf.gov.by).
Уплата взносов осуществляется в течение отчетного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Для подтверждения периодов осуществления (неосуществления) предпринимательской деятельности ИП необходимо предоставить в Октябрьский районный отдел г.Гродно Фонда документы персонифицированного учета по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения"не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Подготовить форму ПУ-3 за отчетный год можно с помощью программы «Ввод ДПУ», которая размещена на сайте Фонда (https://ssf.gov.by) и на корпоративном портале Фонда (http://portal.ssf.gov.by).
Представить ее можно в электронном формате (с приложением документов на бумажных носителях, заверенных подписью плательщика) либо в виде электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью. Электронные документы могут быть представлены с использованием сети Интернет путем обращения на web-портал Фонда (http://portal.ssf.gov.by).
Обращаем Ваше внимание, что за несвоевременную сдачу документов персонифицированного учета по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения" предусмотрена административная ответственность по статье 24.11 КоАП.
Оплату можно произвести в любом отделении почты, банка, или с помощью ЕРИП (ЕРИП – ФСЗН - Гродно - Октябрьский районный отдел ФСЗН – Взносы ФСЗН физ.лиц за себя – УНП Фонда (9 цифр) - Ввести сумму платежа в белорусских рублях- Проверить правильность выбранных (введенных) данных- Подтвердить совершение платежа).
За дополнительной информацией обращаться в районный отдел (сектор) Фонда по месту регистрации: г.Гродно, ул. Дзержинского 88/1, каб. 117, тел. 80152559743
К сведению
Добровольный порядок уплаты взносов предусмотрен для индивидуальных предпринимателей, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности:
· являются получателями пенсий;
· имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
· получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;
· участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.
В случае приостановления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами такие периоды подтверждаются на основании сведений, полученных в установленном законодательством порядке.
Законодательными актами предусмотрены следующие случаи приостановления предпринимательской деятельности:
в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы,
нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности,
в случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью,
в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет.
ИП, на которых распространяется государственное социальное страхование и которыми уплачиваются обязательные страховые взносы, имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - пособия). Пособия назначаются в районном отделе Фонда, на основании представленного ИП листка нетрудоспособности (далее - ЛН).
ИП пособия назначаются по случаям временной нетрудоспособности, беременности и родов, наступившим[4]:
- в году постановки их на учет в качестве плательщиков в органах Фонда - если в этом году до наступления указанных случаев ими уплачены взносы в бюджет фонда на социальное страхование не менее чем за 30 календарных дней;
- в текущем календарном году, - если согласно документам персонифицированного учета за отчетный год взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачены ими не менее чем за 183 календарных дня отчетного года либо за весь период со дня постановки на учет до окончания отчетного года.
Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на пособие.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
Днем обращения за пособиями ИП является день представления в органы фонда по месту постановки на учет ЛН, выданных и оформленных в порядке, установленном законодательством, а для лиц, представивших ЛН до подачи документов персонифицированного учета за отчетный год - день представления таких документов.
К чему может привести неуплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда социальной защиты населения.
Поговорим о последствиях несвоевременного перечисления обязательных страховых взносов (далее - взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда).
Каждый взрослый гражданин, проживающий в нашей республике, знает или слышал, что такое государственное социальное страхование. Оно представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - гражданин) за счет средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - Фонд).
Все работодатели и работающие граждане являются ключевыми участниками и плательщиками взносов в бюджет фонда. Средства государственного социального страхования – это совокупность денежных средств, аккумулируемых Фондом за счет отчислений работодателей и работников на цели социального страхования. Это даёт возможность Фонду выполнять свою главную функцию — своевременно финансировать органы социальной защиты для выплаты пенсий и пособий.
Взносы в бюджет фонда начисляются на заработную плату (доход) в денежном и натуральном выражении в пользу работающих граждан. Эти взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты взносов производят выплату работникам пособий по государственному социальному страхованию: в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, пособия женщинам, ставшим на учет до 12-недельного срока беременности, пособия в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на детей старше трех лет, на погребение и другие.
Хочется обратить внимание, что сегодня в стаж работы для назначения трудовой пенсии включаются те периоды работы, за которые производилась уплата взносов в бюджет фонда[1]. Кроме того само право на трудовую пенсию приобретается только при наличии необходимого страхового стажа, т.е. периода уплаты взносов в бюджет фонда (в 2023 году это 19 лет, до достижения 20 лет).
Учитывая требования законодательства о пенсионном обеспечении, в страховой стаж работников не будут засчитаны периоды, за которые работодатель не перечислил взносы в бюджет фонда, что в конечном итоге может повлиять не только на размер назначаемой пенсии, но, прежде всего, может повлечь отсутствие права получать трудовую пенсию по возрасту.
Также неполная уплата вносов приводит к нарушению прав работников на выплаты социального характера: право застрахованных лиц на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которое определяется с учетом того, уплачивались или нет взносы в бюджет фонда в установленном порядке и размерах до наступления страхового случая.
В настоящее время многие предприятия Гродненской области не уплатили взносы в бюджет фонда за работающих граждан. Получается, что для их работников ситуация выглядит следующим образом: они работают, но при этом страховой стаж, от которого напрямую зависит пенсия, им не начисляется, потому что взносов нет. Однако если предприятие погасит задолженность, все эти периоды будут включены в страховой стаж.
Возникает вопрос, как проверить платил ли Ваш работодатель взносы в бюджет фонда?
Сделать это можно тримя способами. Первый - проверить наличие Вашей организации в списке должников, размещенном на официальном сайте Фонда (www.ssf.gov.byраздел «Сбор и уплата страховых взносов», пункт «Должники»).
Второй способ – гражданин может обратиться с заявлением в районный отдел (сектор) Фонда по месту жительства и получить там информацию, содержащуюся на его индивидуальном лицевом счете (о стаже и заработке), которую представил на него наниматель.
Третий способ – гражданин может скачать мобильное приложение Фонда, которое доступно для скачивания на платформе Google Play.
Если гражданин узнает о том, что его работодатель не уплачивает взносы, в первую очередь он должен обратиться непосредственно к работодателю и потребовать уплатить взносы. Если в конечном результате этого не произойдет, гражданин имеет право обратиться в суд.
Внимание для самозанятых!
Налог на профессиональный доход
С 1 января 2023 года для самозанятых, которые не зарегистрированы индивидуальными предпринимателями, вводится специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход (далее – НПД).
Переход на данный режим осуществляется добровольно.
Плательщиками НПД станут физические лица, которые получают доход от деятельности, при ведении которой не имеют работодателя и не привлекают физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам. При этом гражданин может трудиться наемным работником, то есть получать доход от своего работодателя (например, по основному месту работы).
Его преимущества:
1. Выгодные налоговые ставки – 10 и 20 процентов, а для получателей пенсии они еще меньше – фактически 4 и 8 процентов (за счет освобождения от уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН).
2. Возможность совмещения основной работы по трудовому договору.
3. Лицам, впервые зарегистрированным в качестве плательщика НПД, предусмотрена льгота в виде налогового вычета в размере 2 000 рублей.
НПД заменяет уплату нескольких других платежей:
-подоходного налога с физических лиц;
-сбора за осуществление ремесленной деятельности;
-обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
Физическое лицо, изъявившее желание перейти на применение НПД, обязано:
- установить приложение «Налог на профессиональный доход» в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам;
- проинформировать налоговый орган через приложение «Налог на профессиональный доход» о применении НПД.
Приложение самостоятельно рассчитывает выручку, начисляет доход и даже позволяет производить уплату прямо из приложения.
Налоговый орган ежемесячно исчисляет сумму налога к уплате и не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, уведомляет плательщика об исчисленной сумме налога через приложение «Налог на профессиональный доход».
НПД следует уплачивать ежемесячно не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем (любым удобным способом). Если же гражданин решит прекратить деятельность, с которой уплачивается НПД, ему будет достаточно дистанционно сообщить об этом через соответствующее приложение. С того же дня НПД для него применяться не будет.
20 лет персонифицированному учету в Республике Беларусь
1 января 2023 года исполнилось 20 лет с момента организации на территории Республики Беларусь индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, т.е. внедрения централизованного электронного ресурса, содержащего сведения о трудовой деятельности каждого гражданина.
Целью персонифицированного учета являлось установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, продолжительностью периода деятельности, в течение которого застрахованным лицом и его работодателем уплачивались страховые взносы в бюджет фонда социальной защиты населения, иными словами - усиление страховых принципов. Именно внедрение этой системы позволило исключить случаи подачи документов для назначения пенсии, не соответствующих действительности.
Созданием базы и ее ведением занимается Фонд социальной защиты населения, который входит в систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Суть персонифицированного учета за 20 лет не изменилась, и спустя годы главной задачей по-прежнему остается собрать максимально полные и достоверные сведения отдельно для каждого гражданина о периодах его трудовой и иной деятельности, ежемесячном заработке и страховых взносах.
Ведь, где бы гражданин не работал в разные периоды своей жизни, будь то работа по трудовому договору, в т.ч. по совместительству, по гражданско-правовому договору, занятие предпринимательской и иной деятельностью, сведения о его стаже и его выплатах, на которые начислены и из которых уплачены обязательные страховые взносы, систематически поступают в Фонд и хранятся на его индивидуальном счете. Так, за истекшие 20 лет только по Гродненской области было открыто более 800 тысяч индивидуальных лицевых счетов работающим гражданам и ежегодно от работодателей поступает белее 1 миллиона персонифицированных документов.
Одним из главных направлений использования сведений персонифицированного учета является назначение (перерасчет) гражданам любого вида пенсий. С внедрением на территории Республики Беларусь персонифицированного учета процедура назначения пенсиизначительно упростилась, поскольку человек избавлен от сложностей, связанных со сбором документов о своем стаже и заработке от всех работодателей, у которых работал даже непродолжительный период времени после 1 января 2003 года. А ведь если работодатель уже ликвидирован, необходимо было бы искать документы в архивных учреждениях.
На сегодняшний день сведения о стаже и заработке человека, необходимые для назначения (перерасчета) ему пенсии, за период начиная с 2003 года выдаются в электронном виде Фондом социальной защиты органам по труду, занятости и социальной защите без участия обратившегося за назначением пенсии в виде выписки из индивидуального лицевого счета. К примеру, за период действия персонифицированного учета только по Гродненской области выдано более 345 тысяч выписок из лицевых счетов для назначения (перерасчета) различного вида пенсий.
Кроме того, персонифицированный учёт позволяет обеспечить достоверность сведений о стаже и заработке, поскольку в системе осуществляется многоступенчатый контроль, а также то, что при назначении пенсии будет учтена вся трудовая деятельность человека, даже самые непродолжительные периоды его работы, что, в конечном итоге, может повлиять на размер назначаемой пенсии.
Кроме того, начиная с 2024 года данные персонифицированного учета будут использоваться при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать и упростить процесс назначения пособий и снизить количество ошибок при их расчете.
На протяжении всех прошедших лет велась не только кропотливая работа по сбору, накоплению и выдаче персонифицированных сведений, в это же время шло постоянное развитие и усовершенствование системы персонифицированного учета - менялись способы представления документов от бумажных к электронным, расширялся перечень сведений, вносимых в систему.
Если ранее основу базы составляли сведения, необходимые для пенсионного обеспечения (период работы человека и его выплаты, на которые начисляются страховые взносы), то теперь формируется полноценная база данных, характеризующих всю трудовую деятельность человека. То есть в базу поступают сведения не только о дате приема и дате увольнения, но также по какой профессии и в какой должности он работает, в каком структурном подразделении, учитываются сведения о присвоении класса, разряда, квалификационной категории, виде заключенного трудового договора, об основании увольнения и многие другие.
Сегодня каждый гражданин стал активным участником своего пенсионного будущего. Он сам может контролировать процесс поступления, изменения сведений на его лицевом счете, а также факт уплаты за него обязательных страховых взносов, т.е. лично следить, все ли в порядке с формированием его как социальных, так и пенсионных прав.
Только за последний год более 4 тысяч граждан Гродненской области воспользовались правом получения информации из своего лицевого счета.
И если раньше получить выписку можно было только в территориальном подразделении Фонда, то сегодня это возможно сделать онлайн и те, кто имеют личную электронную цифровую подпись, могут получить ее в электронном виде через Единый портал электронных услуг, в т.ч. путем предоставления своего письменного согласия третьим лицам.
Новшество текущего года - мобильное приложение Фонда для физических лиц, чтобы информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете гражданина, была для него доступна в любой момент. С помощью мобильного приложения можно посмотреть сведения о своей трудовой деятельности за все 20 лет существования персонифицированного учета.
Также планируется автоматизировать расчет страхового стажа, поскольку существует необходимый минимум (а это на сегодняшний день 19 лет), при наличии которого возникает право на трудовую пенсию. Таким образом, можно будет увидеть, сколько лет, месяцев и дней будет учтено в страховой стаж для будущей пенсии за период с 1 января 2003 года — даты начала ведения персонифицированного учета.
Безусловно, функционирование системы персонифицированного учета также позволяет решать целый спектр аналитических задач, стоящих перед социальной сферой и экономикой в целом.