Главная / ИМНС по Октябрьскому району / Актуальная информация

Актуальная информация

Вниманию субъектов хозяйствования, осуществляющих операции, связанные с оборотом товаров, подлежащих с 01.12.2024 прослеживаемости

О предоставлении налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц за 2024 год

Кто представляет сведения о доходах физических лиц

Сведения о доходах физических лиц обязаны представлять налоговые агенты:

  • государственные органы;
  • белорусские, иностранные, международные организации;
  • представительства иностранных организаций, открытые в порядке, установленном законодательством;
  • белорусские индивидуальные предприниматели;
  • областные (Минская городская) нотариальные палаты;
  • нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро.

Общая характеристика представляемых сведений

Сведения представляются в отношении доходов каждого физического лица, признаваемых объектами налогообложения подоходным налогом, облагаемых по различным ставкам подоходного налога, включая сведения о льготах и суммах подоходного налога.

Общее содержание сведений выглядит следующим образом:

  • данные налогового агента - источника выплаты дохода;
  • данные физического лица - получателя дохода;
  • доходы физического лица;
  • ставка подоходного налога;
  • льготы по подоходному налогу;
  • сумма подоходного налога.

Периодичность и срок представления сведений

Периодичность представления сведений:

Ежегодная.

Срок представления сведений:

Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

Порядок представления сведений о доходах

Порядок представления сведений о доходах физических лиц установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2021 № 201 «О представлении сведений о доходах физических лиц».

Форма сведений о доходах установлена приложением 9 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2021 № 35 "О формах и перечне сведений".

Сведения о выплаченных доходах физическим лицам представляются в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента или на портал МНС одним из 4 способов (подробная информация размещена на интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе «Актуальное» в рубрике «Предоставление налоговым агентом сведений о доходах физических лиц за 2023 год»).

В случае выявления плательщиком неполноты или недостоверности представленных сведений о доходах физических лиц организации и иные лица в течение 30 календарных дней с момента их выявления представляют уточненные сведения в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента или на портал МНС.

К сведению ремесленников!

С 1 октября 2024 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 21.08.2024 № 328 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», которым утверждено Положение об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности. Согласно пункту 2 Положения № 328 перечень видов ремесленной деятельности определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено в пункте 3 Положения № 328.

Перечень видов ремесленной деятельности определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности» (вступает в силу с 1 октября 2024 года). В перечень вошли 5 видов деятельности:

  • Бондарство
  • Изготовление и ремонт:
    • глазурованных и неглазурованных печных изразцов, декоративных изразцов и панно-вставок, изразцовых карнизов из природной глины методами ручной набивки или заливки в гипсовые формы, прессования, ручной оправки, декорирования, глазуровки
    • гужевых повозок, саней и детских санок
    • изделий, выполненных в лоскутной технике
    • изделий ручного ткачества, вязания, вышивки, валяния, кружевоплетения, макраме, плетения бисером
    • изделий, выполненных путем художественной обработки и росписи дерева, камня, кожи, кости, рога, металла, жести, стекла, керамики, фанеры
    • кухонного инвентаря, игрушек, интерьерных кукол, декоративных панно, шкатулок, портсигаров, табакерок, пепельниц, копилок, подсвечников, деталей и предметов украшения мебели, брелоков, ключниц, бижутерии, браслетов, украшений для волос, гребней, расчесок, декоративных дополнений к одежде, статуэток, ваз, горшков и кашпо для цветов, токарных фигурных изделий, пасхальных яиц-писанок, сувениров (в том числе на магнитной основе), елочных украшений
    • национального белорусского костюма (его деталей) с сохранением традиционного кроя и вышивки
    • национальных музыкальных инструментов
    • предметов (их частей) из проволоки, шпагата, синтетической ленты, жести, глины, растительных материалов местного происхождения, в том числе из дерева
    • художественных изделий из бумаги и папье-маше
    • шорно-седельных изделий
    • традиционных национальных орудий лова рыбы
  • Изготовление пряжи
  • Кузнечное дело 
  • Художественная обработка и роспись изделий из дерева, камня, кости, кожи, рога, металла, жести, стекла, керамики, фанеры, предоставленных потребителем

Виды деятельности, которые не вошли в перечень видов ремесленной деятельности, физические лица могут осуществлять с 01.10.2024 в качестве самостоятельной профессиональной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 378 Налогового кодекса Республики Беларусь физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, в отношении такой деятельности обязаны применять налог на профессиональный доход в порядке, предусмотренном главой 40 Налогового кодекса. В случае принятия по их деятельности решения местных исполнительных и распорядительных органов - вправе применять порядок налогообложения, предусмотренный главой 38 Налогового кодекса, т.е. уплачивать сбор за осуществление ремесленной деятельности.

Применяется сбор до прекращения действия принятого в отношении плательщика решения местных исполнительных и распорядительных органов о его применении.

Действие решения о применении сбора в соответствии с пунктом 2 статьи 370 Налогового кодекса прекращается при наличии следующих обстоятельств:

по окончании срока его действия;

по решению местного исполнительного и распорядительного органа о прекращении применения сбора;

при прекращении в установленном порядке ремесленной деятельности.

При этом уплата сбора прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором прекращено действие решения о применении сбора.

Согласно пункту 2 Указа № 328 решения местных исполнительных и распорядительных органов о применении сбора, принятые ранее в отношении физического лица, осуществляющего ремесленную деятельность, действуют до истечения указанного в них срока, но не позднее 31 декабря 2024 г.

Таким образом, если ремесленник, уплачивающий сбор, после 1 октября 2024 г. продолжает осуществление ремесленной деятельности в соответствии с Указом № 328, то такой порядок налогообложения подлежит применению до 31 декабря 2024 г.

Ремесленник может прекратить осуществление такой деятельности на основании направленного им уведомления о прекращении ремесленной деятельности в уполномоченный орган по форме, установленной Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2024 № 637, - со дня, указанного в таком уведомлении. Уплата сбора прекращается со следующего месяца.






Об уплате подоходного налога за сдачу внаем жилых помещений

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ СБОРА И РЕАЛИЗАЦИИ (СДАЧИ) ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ, ЯГОД, ГРИБОВ, ОРЕХОВ И ДРУГОЙ ДИКОРАСТУЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

 В сезон сбора ягод, грибов и другой дикорастущей продукции Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информирует.

В соответствии с пунктом 20 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, полученные физическими лицами:

- от реализации лекарственных растений, ягод, грибов, орехов и другой дикорастущей продукции физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность;

- от сбора и сдачи лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством, деятельность по промысловой заготовке (закупке)указанной продукции.

Кроме того, согласно пункту 6 статьи 337 Налогового кодекса для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, розничная торговля (реализация) лекарственными растениями, ягодами, грибами, орехами, другой дикорастущей продукцией не признается объектом налогообложения единым налогом.

Обращаем внимание! Реализация физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции другим физическим лицам должна осуществляться самостоятельно, т.е. без привлечения других физических лиц, на торговых местах на рынках или в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах(часть 4 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность по промысловой заготовке (закупке) лекарственного растительного сырья, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции в порядке, установленном законодательством.

Важно знать! Индивидуальные предприниматели при осуществлении закупки ягод, грибов и другой дикорастущей продукции у населения обязаны оформлять акт закупки товаров, сырья, материалов, в котором указывается дата, наименование продукции, количество, цена, сумма, данные продавца и покупателя (ФИО индивидуального предпринимателя и физического лица, а при необходимости - паспортные данные физического лица-продавца), а также подписи продавца и покупателя.

Справочно. Форма акта закупки установлена в приложении 1 к Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.01.2019 № 5.

Организацией закупка за наличный расчет у населения ягод, грибов, орехов и другой дикорастущей продукции оформляется самостоятельно разработанным первичным учетным документом (например, закупочным актом, ведомостью на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у населения), в котором указываются аналогичные данные.

Прием сообщений о фактах нарушений норм законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, осуществляет в том числе телефонная справочная система налоговых органов «Контакт-центр» по номеру (8 017) 229 79 79 или по единому короткому номеру 189 для всех операторов связи!

Министерство по налогам и сборам информирует о создании информационного сервиса для плательщиков налога на профессиональный доход. 

В связи с введением с 1 января 2023 года нового режима налогообложения «Налог на профессиональный доход» для оперативности получения информации о применении норм действующего законодательства Министерством по налогам и сборам создан информационный электронный сервис «Вопрос-ответ». 

С помощью предлагаемого сервиса любой плательщик может ознакомиться с часто задаваемыми вопросами и ответами на них. В целях простоты поиска можно выбрать ключевое слово с хештегом. Например, #IT-услуги. В данном случае плательщику будет предложено несколько вопросов-ответов из практики применения налогового законодательства в данной сфере деятельности. 

В последующем электронный сервис будет дополнен актуальными вопросами-ответами для всех категорий плательщиков. Полагаем, что данный процесс взаимодействия позволит оперативно в простой и доступной форме информировать наших уважаемых плательщиков о практике применения норм законодательства в сфере налогообложения. Воспользоваться удобным информационным электронным сервисом можно, пройдя по ссылке https://nalog.gov.by/question-answer/ 

ЖИВИТЕ МУДРО! ТРУДИТЕСЬ ЧЕСТНО!

Об использовании субъектами хозяйствования кассового оборудования с 01.07.2025 г.

В соответствии с изменениями, внесенными в постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа», с 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, билетопечатающие машины модели (модификации) (далее – кассовые аппараты), которые включены в Государственный реестр моделей(модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), соответствующие требованиям постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2022 № 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам» (далее – постановление № 29/99).

Также с 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать программные кассы, соответствующие требованиям постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 «О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям» (далее – постановление № 10).

Кассовое оборудование, используемое в настоящее время субъектами хозяйствования, не соответствует требованиям, определенным в постановлении № 29/99 и в постановлении № 10.

В целях проведения необходимых работ по обновлению парка используемого кассового оборудования МНС и Госстандартом утвержден План мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию по выводу из оборота маркированных товаров (далее – План). Планом предусматривается выполнение ряда мероприятий и устанавливаются сроки их выполнения, что позволит обеспечить планомерную работу по обновлению кассового оборудования всех заинтересованных: от производителей кассового оборудования до субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров в торговых объектах. В соответствии с Планом перечень используемых моделей (модификаций) кассовых аппаратов, которые могут и не могут быть доработаны до соответствия новым требованиям, будет подготовлен 3 и доведен до сведения заинтересованных не позднее 01.08.2023.

Доработку кассовых аппаратов на соответствие новым требованиям, а также разработку новых моделей (модификаций) кассовых аппаратов их производителями планируется осуществить к 01.12.2023. 

Операторами программных кассовых систем также планируется осуществить доработку (разработку) программных касс до 01.12.2023.

Учитывая количество используемого в Республике Беларусь кассового оборудования рекомендуем субъектам хозяйствования заблаговременно начать работу по обновлению используемого в торговых объектах кассового оборудования.

Для получения информации о возможности доработки используемых кассовых аппаратов субъектам хозяйствования необходимо обратиться в центры технического обслуживания, с которыми заключен договор.

Для получения информации о возможности доработки используемых моделей программных касс необходимо обратиться к операторам программных кассовых систем.

В случае, если используемое кассовое оборудование не будет дорабатываться, то субъектам хозяйствования необходимо будет до 01.07.2025 приобрести новую модель (модификацию) кассового аппарата, которая будет соответствовать требованиям постановления № 29/99, либо новую модель программной кассы, которая будет соответствовать требования постановления № 10.

Особое внимание на необходимость обновления кассового оборудования необходимо обратить субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.

Справочно. Перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030


НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

Министерство по налогам и сборам информирует, что с 1 января 2023 года вводится дополнительный особый режим налогообложения «Налог на профессиональный доход».   ВАЖНО! Переход на данный режим налогообложения осуществляется добровольно. К преимуществам данного режима относятся: - простота начала применения: достаточно установить и зарегистрироваться в мобильном приложении «Профдоход»;  - выгодные налоговые ставки (10 процентов и 20 процентов, а для получателей пенсии – фактически 4 процентов и 8 процентов); - не нужно представлять налоговые отчеты и декларации, учет полученных доходов ведется посредством формируемых чеков в приложении «Профдоход»;  - налог начисляется налоговым органом, а предварительная его сумма рассчитывается автоматически в приложении. Ставки налога установлены в размере 10 процентов независимо от размера полученной выручки при работе с физическими лицами и иностранными юридическими лицами. При работе с белорусскими субъектами хозяйствования - 10 процентов при сумме полученного дохода не более 60 000 рублей и 20 процентов с суммы превышения указанного размера (то есть, если доход составил 75000 рублей, то 60000 рублей будет облагаться по ставке 10 процентов, а 15000 рублей – по ставке 20 процентов).  Для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве плательщика налога на профессиональный доход, предусмотрена льгота в виде налогового вычета в размере 2 000 белорусских рублей. Самостоятельно рассчитывать налог на профессиональный доход плательщикам не нужно. Применение налогового вычета, размер ставки и другие особенности расчета полностью автоматизированы. Также не требуется представление налоговых деклараций. ВАЖНО! Для применения налога на профессиональный доход физическое лицо обязано использовать цифровую платформу – приложение «Налог на профессиональный доход» («Профдоход») (программное обеспечение Министерства по налогам и сборам) с использованием смартфона или компьютера (включая планшетный), подключенного к сети Интернет. Физическое лицо, изъявившее желание перейти на применение налога на профессиональный доход, обязано до начала осуществления деятельности: установить на свой смартфон или компьютер приложение «Профдоход»; проинформировать налоговый орган через приложение «Профдоход» о применении налога на профессиональный доход.  С подробной информацией о применении особого режима налогообложения «Налог на профессиональный доход» и использовании приложения «Профдоход» можно на сайте МНС в специально созданной и размещенной в разделе «Актуально» страничке «Налог на профессиональный доход» по ссылкеhttps://www.nalog.gov.by/professional_income_tax/ .

 

О заработной плате «в конвертах» 

Зарплата в конверте лишается работника многих прав и социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, и рискует не получить оплату за свой труд.

У работника, получающего зарплату в конверте, отсутствуют официальные сведения о фактически полученной заработной плате, что имеет значение при получении кредита на строительство или покупку квартиры и т.д. В случае болезни выплата по больничному листу будет произведена только из расчета легальной заработной платы. При уходе в декретный отпуск пособие по беременности и родам будет исчислено из официального среднемесячного заработка. Время работы с оплатой в конверте не учитывается при оформлении положенной по закону пенсии.

В случае установления налоговым органом факта неправомерного неудержания сумм подоходного налога в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь такой налог будет взыскиваться за счет средств налогового агента (без последующего удержания у физического лица, фактически получившего доход).  При установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом, то есть в отношении сумм выявленной заработной платы в конверте, с 1 января 2023 года установлена ставка подоходного налога в размере 26 процентов (п.7.2 п.7 ст.214 Налогового кодекса Республики Беларусь).

За нарушение законодательства в части выплаты заработной платы без удержания подоходного налога предусмотрены административная ответственность, а также уголовная ответственность. 

О применении ставки НДС в размере ноль (0) процентов при ввозе физическим лицам электромобилей на территорию Республики Беларусь  

Согласно пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2020 года № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее - Указ № 92) по 31 декабря 2025 г. при ввозе на территорию Республики Беларусь в качестве товаров для личного пользования гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, с 1 марта 2022 г. в отношении транспортных средств, приводимых в движение исключительно электрическими двигателями, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов.

При этом под транспортными средствами следует понимать, что транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в подсубпозиции 8702 40 000 9, а также транспортные средства, классифицируемые в субпозиции 8703 80 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (подп.1.4 п.1 Указа № 92).

 Вниманию диспетчеров автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщений, диспетчеров такси или автомобильных перевозчиков, самостоятельно выполняющих прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, владельцев электронных информационных систем!

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Гродненской области сообщает, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2023 №873 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление №873) внесены изменения в Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров 30.06.2008 №972 (далее - Правила).

 С учетом внесенных изменений в Правила, предусматривается обязанность по представлению до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску:

- диспетчерами автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщений, согласно пункту 149 Правил – информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении в виде электронного документа по форме согласно приложению 5-1 Правил;

- диспетчерами такси или автомобильными перевозчиками, самостоятельно выполняющими прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством электронной информационной системы, согласно пункту 162 Правил - информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа по форме согласно приложению 6 Правил;

- владельцами электронных информационных систем, согласно пункту 163 Правил - информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронной информационной системы, представляемой владельцем данной системы, по форме согласно приложению 7 Правил.

С учетом изложенного, вышеуказанная информация за 1 квартал 2024 года по формам, установленным Правилами в редакции постановления №873 должна быть представлена в виде электронного документа в инспекцию МНС по Гродненской области (код инспекции - 501) не позднее 22 апреля 2024 года.

Новые структура и формат информации, представляемой в налоговые органы с 1 апреля 2024 года, утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.12.2023 №38, которое в настоящее время проходит обязательную юридическую экспертизу.

Консультация по вопросам представления информации осуществляется  в  инспекции МНС  по  Гродненской области по телефону 8 0152 453015. 

О налогообложении доходов по сдаче физическими лицами жилых и (или) помещений в аренду другим физическим лицам 

По доходам, получаемым физическими лицами от сдачи другим физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест подлежит исчислению и уплате в бюджет подоходный налог с физических лиц в фиксированных суммах.

Cогласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса Республики Беларусь исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах плательщиками, производятся:

по ставкам, установленным согласно приложению 2, с учетом решений областных (Минского городского) Советов депутатов, принятых в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 214 Налогового кодекса, для той категории населенного пункта, на территории которого находятся сдаваемые физическим лицам в аренду жилое и (или) нежилое помещения, машино-место;

ежемесячно не позднее 1-го числа месяца, за который производится уплата подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах.

При заключении плательщиками договора аренды жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест впервые в налоговом периоде исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах ими производятся не позднее рабочего дня, следующего за установленным в договоре сроком фактического предоставления в аренду физическим лицам жилого и (или) нежилого помещений, машино-места.

Ставки налога установлены в приложении 2 к Налоговому кодексу и для г. Гродно составляют:

44,00 рубля - за жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи;

12,00 рублей - за металлический или деревянный гараж, машино-место;

17,00 - за железобетонный или кирпичный гараж;

6,00 - другие нежилые помещения (за 1 кв. метр площади).

Подоходный налог в фиксированных суммах не уплачивается при сдаче внаем жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

А также при сдаче в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест; организациям и (или) индивидуальным предпринимателям (в этом случае обязанность по исчислению, удержанию из дохода при выплате и перечислению в бюджет подоходного налога с физических лиц возлагается на арендатора помещения). При соблюдении условий, установленных  законодательством, физические лица вправе применять налог на профессиональный доход в соответствии с главой 40 Налогового кодекса. 

  Об ограничении участия в азартных играх

Проблема зависимости от азартных игр имеет важное значение. Каждый человек имеет свое представление об азартных играх, но не все понимают, насколько пагубным может оказаться пристрастие к такому виду развлечений. Интерес к азартным играм представляет серьезную социально опасную проблему. Вместе с тем введение запрета на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса не решит проблему игровой зависимости. В Республике Беларусь на законодательном уровне для игроков и организаторов азартных игр определены права и установлены обязанности, деятельность организаторов азартных игр находится под особым контролем государства.

В целях защиты физических лиц от игровой зависимости в Республике Беларусь введен механизм самоограничения игроков от посещения игорных заведений и участия в азартных играх, а также ограничения в посещении игорных заведений и участии в азартных играх по решению суда. Одной из основных обязанностей организаторов азартных игр является соблюдение запрета по допуску в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх в соответствии с пунктами 13 и 14 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 N 9 (ред. от 07.08.2018).

Физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет путем личной подачи организатору азартных игр письменного заявления с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего его личность. Организатор азартных игр обязан обеспечить в каждом его игорном заведении в течение всего рабочего времени такого заведения прием заявлений от физических лиц, принявших такое решение, своевременное внесение достоверных сведений об этих лицах в перечень, выдачу им документов, формируемых СККС и подтверждающих прием заявлений и внесение соответствующих сведений в перечень.

В случае, если физическое лицо вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение, оно может быть ограничено в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет по решению суда. Дело об ограничении физического лица в таком случае рассматривается судом на основании заявления, которое подать родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, опекуны, попечители, супруг (супруга) физического лица, а также иные лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство, прокурор, органы опеки и попечительства.

Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь.

В Беларуси создан инструмент для оценки качества работы государственных организаций, оказывающих услуги населению, портал рейтинговой оценки http://качество-услуг.бел. Портал ориентирован на граждан и является удобным инструментом для оценки качества работы государственных организаций.

Разместить свое мнение о качестве работы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району г. Гродно по осуществлению административных процедур можно на Портале рейтинговой оценки по адресу: http://качество-услуг.бел.

QR-код для перехода на страницу инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району г.

Гродно на Портале рейтинговой оценки QR-код для заполнения анкеты на Портале рейтинговой оценки о качестве осуществления административных процедур инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району г. Гродно

Полученную ссылку после сканирования QR-кода необходимо скопировать и вставить в поисковую строку браузера.  Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь предоставляет доступный способ для граждан высказать свое мнение о качестве обслуживания населения государственными организациями, что способствует повышению качества оказания государственных услуг.

СТАНДАРТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С 01.01.2024

 

С 1 января 2024 г. введен дополнительный стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

В целях стимулирования привлечения и закрепления молодых специалистов у нанимателей в статью 209 НК включены нормы, в соответствии с которыми с 1 января 2024 г. молодые специалисты, молодые рабочие (служащие), получившие высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование, имеют право на получение дополнительного стандартного налогового вычета по подоходному налогу в размере 620 руб. в месяц.

Новый вид стандартного вычета в размере 620 руб. в месяц для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих). К ним относятся выпускники, поименованные в ч. 2 п. 52 ст. 208 НК, получившие (подп. 1.4 ст. 209 НК):

- высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование и трудоустроенные в соответствии со свидетельством о направлении на работу;

- высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.

Новый вычет предоставляется всем молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), которые по состоянию на 01.01.2024 являются молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими), а не только тем лицам, которые в течение 2024-го и последующих годов станут такими специалистами.

Перечень документов, на основании которых в 2024 г. предоставляется стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), содержится в пункте 4-1 статьи 209 НК.

Кроме того, увеличены размеры стандартных налоговых вычетов (подп. 1.1 - 1.3 ст. 209 НК):

- при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 1054 руб. в месяц, - 174 руб. в месяц (в 2023 г. - 156 руб., если налогооблагаемый доход не превышает 944 руб.);

- родителям на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца - 51 руб. в месяц (в 2023 г. - 46 руб.);

- родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, - 97 руб. на каждого ребенка в месяц (в 2023 г. - 87 руб.);

- вдовам (вдовцам), одиноким родителям, приемным родителям, опекунам или попечителям - 97 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (в 2023 г. - 87 руб.);

- отдельным категориям физлиц (чернобыльцам, ветеранам войн, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, др.) - 246 руб. в месяц (в 2023 г. - 220 руб.).

Новшества по имущественным налогам для физических лиц. С 2024 года земельный налог, налог на недвижимость и транспортный налог подлежат уплате единым имущественным платежом, что упростит плательщикам - физическим лицам порядок уплаты данных налогов. Как и ранее, физические лица будут уплачивать транспортный налог, налог на недвижимость, земельный налог на основании единого извещения налогового органа, но в нем теперь будет указан один счет для их уплаты. С 2024 года срок вручения извещения не позднее 1 октября (п. 1 ст. 307-8 НК-2024). Уточнен порядок исчисления налога на недвижимость в отношении объектов недвижимости, являющихся совместной собственностью супругов. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом, в связи с чем государственная регистрация возникновения права на объекты недвижимости, являющиеся совместной собственностью, может производиться в отношении каждого из супругов без выделения долей. В случае осуществления государственной регистрации права собственности указанным образом у каждого из супругов возникает объект налогообложения налогом на недвижимость. В целях исключения двойного налогообложения одного и того же объекта с 1 января 2024 г. налог на недвижимость будет исчисляться только одному из супругов, определяемому такими лицами самостоятельно (п. 16 ст. 232 НК).Информация о том, кто будет уплачивать налог на недвижимость в отношении объекта совместной собственности, должна быть предоставлена супругами в налоговый орган в виде уведомления. В случае непредставления такого уведомления налог на недвижимость исчисляется каждому участнику совместной собственности. Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам на праве совместной собственности (п. 17 ст. 243 НК).

В отношении транспортных средств повышенной комфортности, с года выпуска которых прошло не более трех лет, исчисление налога производится с применением ставок, увеличенных в 10 раз. Перечень транспортных средств повышенной комфортности определяет Советом Министров Республики Беларусь (п. 1-1 ст. 307-7 НК-2024).При этом изменения по транспортному налогу, налогу на недвижимость будут действовать в 2025 г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г. Предельный срок уплаты налога физическими лицами не изменен. Он по-прежнему остается 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Проиндексированы ставки транспортного налога, установленные согласно приложению 27 к НК, в белорусских рублях, их можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам nalog.gov.by (главная страница сайта / раздел "Физическим лицам" / Налогообложение имущества / Налогообложение транспортных средств).