ИИ идет в школу. С нового учебного года учреждения образования Гродненщины начнут внедрять искусственный интеллект
С нового учебного года в белорусские школы и университеты официально приходит искусственный интеллект.
С нового учебного года в белорусские школы и университеты официально приходит искусственный интеллект. Школьники на уроках информатики начнут знакомиться с принципами работы нейросетей, учиться писать простые алгоритмы и отличать дипфейки. А в вузах появится специальный курс «Основы использования технологии искусственного интеллекта», адаптированный под каждую специальность – будущие инженеры, экономисты, журналисты и другие специалисты научатся использовать ИИ в своей профессии.
Некоторые педагоги уже давно пробуют, экспериментируют, встраивают нейросети в уроки – не ради моды, а чтобы урок стал интересным и живым. Одна из таких – Наталья Товстюк, учитель истории средней школы №32 имени Т.Г. Ларионовой г.Гродно. По ее словам, нейросеть помогает не только сэкономить время, но и вдохнуть жизнь в привычные задания. Например, вместо того чтобы просто прочитать параграф про ученых XIX века, ученики на уроке истории анализировали постеры к вымышленным биографическим фильмам. Их сгенерировала нейросеть. На основе изображений ребята должны были угадать, о каком деятеле науки идет речь и чем он прославился.
– Если бы я просто дала задание в духе «расскажите, кто такой Менделеев», – детям было бы скучно. А когда они видят постер, у них начинается игра. Они запоминают лучше и обсуждают с азартом. Грамотный подход в работе с ИИ может превратить стандартный урок в настоящее маленькое открытие для учеников, – считает учитель.
Педагог признается: инструменты на основе ИИ стали настоящей палочкой-выручалочкой для нее самой. Когда нужно придумать интересную тему эссе, нестандартный тест, необычную визуализацию – нейросеть выручает.
Один из любимых приемов Натальи – «оживление» исторических личностей. Ученики видят, как «говорит» Наполеон, цитируя реальные исторические фразы, – и это помогает лучше прочувствовать эпоху.
Будущее уже рядом, но подходить к нему нужно с умом. Наталья уверена: учителям придется быстро осваивать новые инструменты. И, судя по изменениям в системе образования, процесс уже начался. Массовое внедрение «цифрового ума» в школы – это, безусловно, шаг в будущее. Но он требует вдумчивости, правил и педагогического сопровождения.
– Нельзя просто пустить детей к ИИ и надеяться на лучшее. Они быстро поймут, как облегчить себе жизнь, а не как развить мышление. Поэтому мы, взрослые, должны показать, как использовать технологии не «вместо себя», а «вместе с собой», – считает Наталья.
ИИ в образовании – это не мода, а необходимость. Но от нас зависит, станет ли он помощником или подменой настоящего обучения. Пример Натальи Товстюк показывает: искусственный интеллект не заменит учителя, но может стать его союзником, если подойти к нему с умом и душой.