Республика Беларусь динамично развивается во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Высокие результаты, достигнутые в различных отраслях народного хозяйства, являются следствием совместных усилий государства, общества и каждого человека. И направлены они на то, чтобы сделать достойной жизнь наших граждан.
Недаром на третьем Всебелорусском народном собрании девизом нынешнего пятилетия провозглашено построение государства для народа.
Поэтому основной целью органов государственной власти является проведение такой политики, реализация таких проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане.
Сделано в этом направлении немало - принят целый ряд мер, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных проблем каждого человека. Сейчас главное - надлежащая и своевременная реализация намеченного, дальнейшее улучшение работы всех структур в государстве.
Однако отдельные негативные факты проявления бюрократизма в деятельности государственного аппарата значительно снижают возможность нашего движения вперед.
Еще есть руководители, избравшие удобный для себя так называемый «кабинетный» стиль работы, предпочитающие принимать решения без объективного анализа реальной обстановки на местах. Создавая видимость деловой активности, они сводят свою деятельность к подготовке различного рода информации, справок, инструкций, планов, отчетов, отвлекая тем самым от конкретной работы большое количество служащих различных организаций. Это, несомненно, снижает результативность работы государственного аппарата, зачастую приводит к искажению решений, принимаемых на государственном уровне.
Проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокита, бумаготворчество, чванство, неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям, о чем свидетельствуют поступающие на рассмотрение Главы государства обращения граждан, подрывают их доверие государству. Такое положение дел недопустимо.
В целях дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата, улучшения работы с гражданами:
1. Принять меры, направленные на дальнейшую оптимизацию деятельности государственных органов и иных государственных организаций (далее - государственные органы). Для этого:
1.1. считать состояние работы с гражданами одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов.
Руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам.
По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;
1.2. государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и «отсебятины» при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан;
1.3. пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений.
Руководители государственных органов несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;
1.4. не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах.
В случае систематического возникновения в государственном органе ситуаций, указанных в части первой настоящего подпункта, принимать безотлагательные меры по устранению этих явлений и порождающих их причин;
1.5. внедрять в практику:
предварительную запись граждан на прием в государственные органы по телефону или с помощью электронных средств связи, а также карточки обслуживания граждан, в которых указываются время и место обслуживания, должность, фамилия и имя обслуживающего работника. При изменении согласованного порядка приема соответствующий государственный орган должен уведомить об этом гражданина;
предварительное консультирование граждан конкретным работником (работниками) государственного органа;
1.6. исключить случаи необоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени, а также сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий;
1.7. расширить практику использования телефонных «горячих линий», регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников.
При этом поднимаемые гражданами вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции соответствующего должностного лица, должны решаться безотлагательно. Иные вопросы должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня обращения;
1.8. установить, что государственные средства массовой информации в трехдневный срок уведомляют государственные органы об опубликованных в соответствующих периодических изданиях либо о прозвучавших в программах теле- и радиоканалов материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства по работе с гражданами.
Руководители государственных органов обязаны в месячный срок рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также привлечь виновных в этом к ответственности;
1.9. коллективные обращения 30 и более граждан в государственные органы (к должностным лицам) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (лиц), подлежат рассмотрению с выездом на место нахождения объекта, являющегося предметом обращения, если иное не вытекает из этого обращения;
1.10. руководителям государственных органов уделять особое внимание соблюдению требований законодательства об административных процедурах.
При обращении граждан в государственные органы за выдачей справок или других документов запрещается требовать от них документы, не предусмотренные законодательством об административных процедурах, за исключением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
По каждому факту нарушения таких требований, истребования от граждан документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством об административных процедурах, необоснованного отказа в выдаче справок или других документов, неправомерного взимания платы за их выдачу, а также нарушения сроков выдачи справок либо иных документов привлекать виновных к ответственности.
При наличии в государственном органе двух и более нарушений, указанных в части третьей настоящего подпункта, руководитель этого органа привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;
1.11. при проведении обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов должна оцениваться обоснованность включения в них норм, содержащих дополнительные административные процедуры или усложняющих уже существующие.
2. Оптимизировать отчетно-статистическую деятельность:
2.1. сбор первичных статистических данных по формам централизованных государственных статистических наблюдений осуществлять исключительно органами государственной статистики, которые в установленном порядке должны доводить сводные статистические данные до заинтересованных;
2.2. государственным органам, за исключением органов государственной статистики, проводить сбор первичных статистических данных только по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений, утвержденным Министерством статистики и анализа;
2.3. исключить дублирование статистических показателей в формах централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений. При наличии такого дублирования соответствующие показатели подлежат исключению из форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений;
2.4. запрещается введение новых форм централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений без согласования с Межведомственным советом по государственной статистике;
2.5. установить, что руководители государственных органов могут вводить в подчиненных организациях дополнительную отчетность, кроме указанной в подпунктах 2.1 и 2.2 настоящего пункта, которая является ведомственной отчетностью, только по согласованию с Межведомственным советом по государственной статистике.
Перечень и формы ведомственной отчетности утверждаются руководителями указанных органов ежегодно до 1 декабря года, предшествующего отчетному. Расширение перечня ведомственной отчетности в течение года допускается в случае, если это вытекает из законов, решений и поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь.
В формах ведомственной отчетности должны быть определены: исчерпывающий перечень субъектов, от которых истребуется информация, периодичность ее представления и круг субъектов, которым она представляется;
2.6. не допускается запрос государственными органами у непосредственно не подчиненных им организаций иной информации, кроме государственной статистической отчетности и ведомственной отчетности (далее - разовая информация), а также по вопросам, не входящим в компетенцию этих государственных органов, за исключением случаев, когда разовая информация запрашивается на основании или во исполнение законов, решений и поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь*;
2.7. запрещается сбор данных по формам государственных статистических наблюдений, ведомственной отчетности чаще одного раза в месяц, за исключением случаев сбора данных об организации и проведении сельскохозяйственных работ, о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях и иных случаев, согласованных с Межведомственным советом по государственной статистике.
______________________________
*Действие подпункта 2.6 пункта 2 настоящей Директивы не распространяется на отношения, регулируемые уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, а также на другие отношения, применительно к которым законодательными актами установлен иной порядок сбора информации.
3. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:
3.1. проводить систематическую работу по:
3.1.1. изучению организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна и принимать необходимые меры по корректировке соответствующих актов законодательства;
3.1.2. упрощению административных процедур, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения;
3.1.3. обеспечению максимально полного информирования граждан об использовании заявительного принципа одного окна, в том числе через средства массовой информации и сеть Интернет;
3.1.4. повышению квалификации работников государственных органов, деятельность которых непосредственно связана с работой с гражданами;
3.1.5. унификации функций структурных подразделений государственных органов с целью максимального сокращения количества должностных лиц, участвующих в рассмотрении обращений граждан в рамках соответствующей административной процедуры;
3.2. в трехмесячный срок:
3.2.1. по итогам изучения организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна определить лучшую организацию по осуществлению каждого вида административных процедур и на базе такой организации провести обучающие семинары по данному вопросу;
3.2.2. обеспечить оптимальные сроки действия выдаваемых гражданам справок и иных документов, необходимых для совершения административных процедур, а также правоустанавливающих документов, получаемых гражданами в результате выполнения административных процедур, с целью устранения многократности возбуждения и документирования таких процедур по одному и тому же вопросу;
3.2.3. провести инвентаризацию сведений, содержащихся на информационных стендах, сайтах государственных органов, с целью исключения противоречивой, неактуальной информации, восполнения пробелов в информировании граждан с учетом требований законодательства об административных процедурах;
3.2.4. обеспечить разработку единой методики (рекомендаций) по оформлению информационных стендов государственных органов с учетом требований законодательства об административных процедурах;
3.3. до 1 января 2008 г. принять меры по техническому и информационно-технологическому переоснащению структурных подразделений государственных органов, деятельность которых непосредственно связана с работой с гражданами.
4. Совету Министров Республики Беларусь:
4.1. до 1 апреля 2007 г. представить Президенту Республики Беларусь отчет о ходе реализации Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»;
4.2. до 1 января 2008 г. обеспечить объединение базовых информационных ресурсов, имеющих государственное значение, в единую информационную систему, доступ к ней соответствующих государственных органов, а также защищенность таких ресурсов от несанкционированного доступа;
4.3. обеспечить поэтапное создание и внедрение начиная с 1 января 2008 г. регистра населения как единой информационной системы, содержащей персональные данные граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь. О ходе создания и внедрения регистра населения докладывать Президенту Республики Беларусь каждое полугодие;
4.4. в шестимесячный срок принять иные меры по реализации настоящей Директивы.
5. Республиканским органам государственного управления по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом в трехмесячный срок разработать и утвердить инструкции по проведению отдельных (сложных и многоступенчатых) административных процедур, определяющие порядок работы государственных органов и их взаимодействия между собой при осуществлении административных процедур с установлением их четких сроков и поэтапности.
6. Министерству статистики и анализа:
6.1. до 1 января 2008 г. сформировать единый электронный банк данных, содержащий сведения о действующих в Республике Беларусь формах государственных статистических наблюдений, ведомственной отчетности, указания по их заполнению. Обеспечить государственным органам доступ к единому электронному банку данных;
6.2. совместно с другими республиканскими органами государственного управления ежегодно пересматривать формы государственных статистических наблюдений в целях их оптимизации и снижения нагрузки на субъектов, от которых истребуются первичные статистические данные, посредством:
проверки обоснованности и актуальности предусмотренных в них статистических показателей и устранения их дублирования;
максимально возможного увеличения периодов представления государственной статистической отчетности.
Координацию этой работы возложить на Межведомственный совет по государственной статистике;
6.3. ежегодно систематизировать правовые акты, утверждающие формы государственных статистических наблюдений.
7. Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь до 1 октября 2007 г. обеспечить проведение проверки обоснованности введения ведомственной отчетности.
8. Государственным органам до 1 марта 2007 г. утвердить перечни и формы ведомственной отчетности.
9. Министерству информации организовать постоянное освещение в средствах массовой информации принимаемых мер по совершенствованию работы с гражданами, дебюрократизации государственного аппарата.
10. Прокуратуре Республики Беларусь усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии решений должностными лицами государственных органов, а также судебных решений по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан.
11. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля.
Учитывая важность борьбы с бюрократизмом, обращаюсь к Советам депутатов всех уровней, профсоюзным, молодежным, женским, ветеранским и другим общественным объединениям, иным организациям с просьбой оказывать активное содействие в реализации положений данной Директивы.
Только совместными усилиями можно обеспечить защиту интересов отдельной личности, государства и общества, устранить негативные явления, связанные с проявлениями бюрократизма во всех сферах жизни.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |