105 лет на службе людям
История отдела загса Октябрьского района г. Гродно
Отдел загса Октябрьского района г. Гродно ведёт свою историю с 1978 года с разделением областного центра вследствие увеличения количества населения на две территориальные единицы. В здании по улице Соколовского, 24, где сегодня размещен отдел загса, сотрудники начали деятельность в 1989 году. До этого времени они делили одно помещение с отделом загса Ленинского района в жилом доме, расположенном на привокзальной площади
Первым начальником отдела, а тогда – заведующей отделом загса Октябрьского райисполкома г. Гродно – стала Филиппенко Галина Васильевна, возглавлявшая его до 1999 года.
Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 года № 383 и решением Гродненского городского исполнительного комитета от 7 февраля 1996 года № 79 Октябрьский районный исполнительный комитет г. Гродно был преобразован в администрацию Октябрьского района, и, соответственно, отдел загса стал именоваться отделом загса администрации Октябрьского района г. Гродно.
С 2004 года его возглавляет Шут Елена Александровна
Штатная численность отдела всегда была небольшой и составляла 3 человека, но с 1 сентября 2023 года в связи с реорганизацией отделов загсов г. Гродно штат сотрудников увеличился, и здесь трудится 6 человек: начальник, заместитель начальника и 4 главных специалиста.
Работа любого загса определяется прежде всего количеством зарегистрированных актов гражданского состояния и, как лакмусовая бумага, отражает состояние демографической ситуации в регионе. Анализ архивных данных показывает, например, что наибольшее количество рождений по Октябрьскому району г. Гродно было зарегистрировано в 1985 году: тогда свидетельства о рождении были выданы 2110 малышам. А количество регистраций брака по району впервые превысило 1000 в 2005 году.
К 105-летию образования органов загс Республики Беларусь (18 декабря 2022 года) архив отдела насчитывал уже 965 книг о регистрации актов гражданского состояния, в которых содержится 241.500 записей актов, среди которых – уникальные, самые первые акты по г. Гродно, составленные в бюро загса освобожденного от немецко-фашистских захватчиков города: это записи актов о браке с 1944 года, о перемене фамилии, имени, отчества с 1946 года, о рождении восстановленные с 1950 года, о смерти с 1944 года. К этим документам, составленным в середине прошлого века на наших горожан, сегодня по тем или иным причинам возвращаются уже их потомки
Для работы, отвечающей современным требованиям, в помещении отдела загса имеются все условия: современное архивное помещение, рабочая зона для приема посетителей, зал для проведения торжественных церемоний, комната для молодоженов, просторное фойе для размещения гостей.
Своей торжественностью, сочетающейся со строгостью и сдержанностью в оформлении, приятным обслуживанием работников отдел загса привлекал и привлекает немало известных людей. Он уникален в том смысле, что его архив хранит подписи таких выдающихся людей как народного артиста СССР, художественного руководителя вокально-инструментального ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина, двукратного чемпиона мира, призёра Олимпийских игр Ивана Тихона, которые в свое время здесь давали своим супругам клятву на верность; Иван Тихон же впоследствии также регистрировал рождение всех своих детей.
И если количество регистрируемых браков в отделе загса по различным причинам из года в год варьируется, то менее тысячи регистраций рождений в постоянно растущем Октябрьском районе города Гродно не бывает, ведь его население составляет более чем 223 тысячи человек. Поэтому в отделе загса введено в традицию обязательно вторжественной обстановке регистрировать первого новорожденного Октябрьского района областного центра, а также чествовать родителей пятисотого и тысячного родившегося ребенка.
В 2019 году возле здания, в котором располагается отдел загса, был торжественно заложен Парк семейных деревьев. С тех пор здесь появилась добрая традиции - в преддверии Дня семьи, и не только, после регистрации брака молодоженам предлагается в знак любви и долговечности своего союза высадить дерево, чтобы спустя много лет прийти к этому месту уже со своими детьми и вспомнить, с чего начиналась их семейная история.
За десятилетия своего существования отдел загса претерпел множество изменений и в организации работы, и в количественном и качественном составе, и в условиях работы. Но неизменным остается одно – основная функция сотрудников: полная, точная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Республики Беларусь.