Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Где родился, там и пригодился, или Почему белорусы возвращаются на Родину из эмиграции?

20.11.2025
Где родился, там и пригодился, или Почему белорусы возвращаются на Родину из эмиграции?
Вопреки европейской и нашей псевдооппозиционной пропаганде все чаще случается услышать истории тех, кто попробовал жизнь в западных «демократиях» и понял, что вкус ее с душком и значительно отличается от ожидаемого. Поэтому собирают детей, вещи, любимую Мурку или Жучку и возвращаются на Родину, в Беларусь. А соцсети заполняют ролики, наполненные позитивными эмоциями и счастьем быть дома.

Давайте сегодня порассуждаем о тех, кто уже «зразумеў, чаму з выраю журавы на Палессе ляцяць».

Квалификация не гарант успеха

Нет, я не буду рассказывать о том, что буквально всем белорусам за границей живется плохо. Потому что это неправда. Есть некоторое количество наших земляков, которые вполне успешны за рубежом. 

Однако высокая квалификация в какой-то сфере не всегда гарантирует успешную ассимиляцию. Помимо этого, нужно быть ментально оторванным от своей Родины и своих близких. А еще – забыть о чувстве собственного достоинства.

Вот один из примеров (этот и последующие взяты из открытых источников, стилистика авторов сохранена): Игорь жил и работал в Польше. В бытовом плане, по его словам, все было хорошо, быстро привык, комфортно себя чувствовал, потому что «менталитет очень близок». А вот с работой было намного сложнее, он работал на производстве яхт, где приходилось по 12 часов проводить в противогазе и костюме химзащиты. Далее с его слов: «В Беларуси я работал инженером, грубо говоря, носил галстук, а приехав туда, пошел рабочим на завод. Подъем в 4 утра, ложишься в 8 вечера, чтоб как-то выспаться, еще говорили работать по выходным».

Да-да, это у НАС государство в купе с проф-союзами стоит на защите безопасных условий работы. А попробуйте ТАМ заикнуться о режиме труда. Сразу же укажут направление на вокзал. Выдворят, чемодан не успеете собрать.

Относительно высокий заработок в ЕС – это всего лишь результат работы на износ, нередко 12/6 в должности «старшим, куда пошлют». 

Вот еще один пример:«Останься в Европе, я бы до сих пор копировал документы на ксероксе или работал младшим аналитиком. Там все жестко структурировано, выше головы сложно прыгнуть. В Беларуси все гибко. Где-то стихийно. Рынок подвижный. Немного трудолюбия, мозгов и удачи – и ты попадаешь в интересные проекты, работаешь с умнейшими людьми. Это мотивирует. Как мотивирует и то, что потолка здесь нет, а есть много векторов, свободы действия, экспериментов…»

Вот впечатления об Испании: «Сам там жил. Белорусы ведутся на зарплату, а после налогов, вычетов и оплаты счетов если 300 останется на счету – это радость. По итогу что там, что здесь – одинаково. Только там ты человек третьего сорта».

Неудивительно, что среди причин, побудивших белорусов вернуться из ЕС и США, называют высокие цены на жилье, дорогие продукты и отсутствие качественного медицинского обслуживания и образования.

Иногда гордость не позволяет признать, что ожидания с реалиями оказались несовместимы. И терпят, делая вид, что все отлично, шлют на Родину красивые фото (может быть, даже на фоне моря). А потом идут в общагу, где в одной с ними комнате проживает еще шесть-восемь таких же «счастливчиков», чтобы через несколько часов сна вновь заступить на смену длиною в полсуток.

Выбор – в пользу детей

Однако это можно терпеть, пока здоровье позволяет и если не связан семейными обязательствами. Пока нет детей, которым приходит время идти в учебные заведения, где их в первую очередь научат не читать-писать, а гендерной идентификации. А за ваше нежелание подвергнуть их гормональной терапии, изымут из семьи или посадят вас в тюрьму как гомофобов (Помните случай в США? Там как раз за это оказался за решеткой отец девочки-подростка).

Вот что рассказал председатель Минского городского Совета депутатов Артём Цуран в эфире ток-шоу «Будни»: «Есть в том числе примеры, когда приезжают те, кто переехал в страны Евросоюза 15–20 лет назад. Я лично беседовал с такими людьми, у них встал очень серьезный вопрос, когда дети достигли подросткового возраста. Начинаются вопросы, связанные с идентификацией, полом и так далее. Мне мама из этой семьи абсолютно откровенно говорила, что пришлось срочно, так сказать, эвакуироваться из класса, где ребенок учился, уезжать из городка, где они жили. Мама с сыном переехали назад в Беларусь, приобрели жилье, устраивают быт».

В подтверждение его слов – многочисленные комментарии под аналогичными сообщениями и видеороликами. Вот один из них: «Переехали с семьей из Финляндии в Беларусь. Очень довольны. Ребенок ходит в нормальный садик». 

Да, Беларусь – страна, где традиционные семейные и культурные ценности не просто поощряются, но находятся под конституционной защитой. У нас есть мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, мамы и папы, бабушки и дедушки. А родители – не пронумерованные, а разнополые. И это прекрасно!

1028482075_0_0_3532_1987_1920x0_80_0_0_ffc620947a150da3f2655b5efddd8161.jpg

Не путать туризм с эмиграцией

Вот еще несколько эмоциональных комментариев из соцсетей. 

«Вы даже не представляете, сколько боли, голода, нищеты и лишений в других странах. Даже благополучные на первый взгляд страны, не так комфортны для проживания, как наша Беларусь. Мы живем на расслабоне, и многие этого не видят, не понимают и не ценят».

«Я русская, живу в Европе и очень хочу уехать отсюда, но именно в Беларусь. Надоела эта нищая сумасшедшая Европа».

«Мы с сыном тоже уехали из Германии в Беларусь. Это было лучшее мое решение. Около 20 лет прожили в Европе. Я бы не смогла больше там оставаться и ждать пенсию. Есть вещи важнее денег и жизненные приоритеты».

Обратите внимание: до сих пор не было приведено ни одного примера о людях, покинувших в свое время Беларусь или Россию по политическим мотивам. 

Те, кто уехали 20–30 лет назад, вероятно, были даже по-своему правы. Тогда каждый выживал как мог. И сегодня не государственная пропаганда, а именно они рассказывают о тотальной нравственной и экономической деградации в странах Евросоюза и США.

Именно они просят нас не путать туризм с эмиграцией. Одно дело выйти из туристического автобуса и пройти сотню метров к пока еще сохранившейся исторической достопримечательности, другое дело – прогуляться по улицам и зайти «не в тот квартал», где лучшим результатом этой «прогулки» станет то, что вы останетесь жить.

Кстати, вы знаете, что в той же Италии детям до 12 лет не разрешают одним выходить на улицу? Ну-ка, для контраста, загляните на ближайшую детскую площадку в Беларуси! Или посмотрите, как дети идут в школу. Если и ведут кого-то за ручку, то скорее первоклашку. Ну или когда родителям по пути с ребенком на работу.

Каб не страціць святое штосьці…

А еще, судя по имеющимся примерам, ностальгия по Родине живет в сердце каждого, кто «душою не ачарсцвеў». Вот доказательства:

«Я за 10 лет в Африке соскучилась по стране очень сильно. Купила там как-то чай, а он пахнет нашим лесом. Нос в кружку, вдыхаю и реву. Когда семьей вернулись, то не могли нагуляться, наесться, насмотреться на страну. Ребята, которые не жили в других странах, вы не представляете, как красива наша страна! Мы дома с 2021 года, и я все еще в эйфории. Люблю безумно Беларусь!»

«Каждому свое. Кому 30 000 долларов, а кому запах антоновки или талого снега по весне».

«Здесь я чувствую себя своим. Здесь мои близкие, друзья. Мне хочется быть дома, если я могу чем-то быть полезным как семье, так и стране, как бы громко это ни звучало».

Что ж, кто-то любит свою Родину такой, какая она есть: и в горе, и в радости. И в период лихолетья после распада Советского Союза не уехал за границу не потому, что не было возможности, а потому, что нужно было кому-то остаться, чтобы сделать ее такой, какая она есть сегодня: мирная, чистая, динамично развивающаяся. 

А кому-то нужно было приобрести иной опыт проживания, чтобы еще сильнее любить свою синеокую Беларусь.

Источник: grodnonews.by

© Администрация Октябрьского района г. Гродно, 2025.