Водитель при оплате поездки наличными деньгами или банковской платежной карточкой обязан выдать
пассажиру платежный документ (далее – чек),
получив который пассажир понимает, что его
деньги не прошли мимо кассы перевозчика и с этой суммы будут уплачены
налоги.
Чек не
только подтверждает оплату за приобретенные услуги такси, но и гарантирует
защиту прав пострадавшего при наступлении страхового случая (факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты,
недостачи или повреждения (порчи) его багажа при осуществлении посадки,
перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки либо выгрузки багажа).
При посадке в автомобиль-такси перед расчетом
наличными денежными средствами пассажиру следует убедиться, что
автомобиль-такси оборудован программной кассой
для такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (далее
– кассовое оборудование).
При отказе водителя выдать чек
при получении от пассажира оплаты наличными средствами за поездку пассажир
может оставить свое обращение о нарушении порядка приема наличных денежных
средств посредством системы «обращения.бел» либо совершив звонок в телефонную
справочную систему налоговых органов «Контакт – центр».
Справочно. Доступ к «Контакт – центру» налоговых органов организован по
единому телефонному номеру 189 для всех операторов связи, либо по номеру 8
(017) 229 79 79.
Пассажир также
вправе в указанном порядке информировать налоговые органы о правонарушениях в
следующих случаях:
отсутствие
информации о перевозчике, водителе, автомобиле в Реестре;
не включение, неисправность кассового
оборудования;
несоответствие размеров произведенной
оплаты стоимости указанной в чеке поездки;
отсутствие в чеке предусмотренных
реквизитов (наименование автомобильного
перевозчика, УНП, государственный номер автомобиля, дата и время начала и
окончания услуги, общая стоимость услуг, уникальный идентификатор (24
буквенно-цифровых символа и QR-код), иная информация).
При совершении поездки в такси с
неисправным или выключенным кассовым оборудованием пассажир в случае, когдаотсутствует возможность получения ЧЕКА имеет право НЕ
ОПЛАЧИВАТЬ поездку!
В случае возникновения конфликтной ситуации и наличии со стороны
водителя угрозы причинения вреда жизни или здоровью пассажиру рекомендуется
осуществить бесплатный звонок по короткому номеру 102 и сообщить о
противоправном поведении водителя автомобиля-такси.
Кроме того, пассажир может проверить
добросовестность автомобильного перевозчика и уточнить нахождение как водителя, так и автомобиля в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном
сообщении» (далее – Реестр), пройдя по ссылке: https://reestr.mtkrbti.by
Справочно.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2024 № 32 «Об
автомобильных перевозках пассажиров» введен государственный информационный
ресурс «Реестр». В реестр включаются сведения об автомобильных перевозчиках, о
транспортных средствах, о водителях транспортных средств, о диспетчерах
автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, о диспетчерах
такси.