Главная > ИМНС по Октябрьскому району

Актуальная информация

Контроль за заработной платой «в конвертах» 

Статьей 1 Закона от 29.12.2020 №72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК).
C 1 января 2021 г. в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом, уплата подоходного налога осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств и такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном пунктом 5 статьи 216 НК (часть 1 пункта 5-1 статьи 216 НК).
Согласно части 2 статьи 195 НК под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов физического лица и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Вышеуказанная норма направлена на предотвращение фактов выплаты заработной платы «в конвертах» и является мерой воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих такие доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.

Экстерриториальный принцип предоставления налоговых услуг индивидуальным предпринимателям 

С 2021 года расширился круг плательщиков, которые наделены правом взаимодействия с налоговыми органами по экстерриториальному принципу. Подпунктом 2 статьи 26 Налогового кодекса Республики Беларусь закреплено право индивидуальных предпринимателей на получение определенного перечня налоговых услуг при обращении в налоговый орган независимо от места постановки на учет, места жительства. Индивидуальные предприниматели вправе предоставлять в налоговые органы независимо от места постановки на учет, места жительства:

-налоговую декларацию (расчет) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
-налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения;
-налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально);
-налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
-уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения;
-уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения;
-документы, подтверждающие право на налоговые льготы;
-документы, необходимые для определения суммы единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подлежащей зачету или возврату, предусмотренные частью третьей пункта 2 статьи 344 Налогового кодекса.

Кроме того независимо от места постановки на учет индивидуальные предприниматели могут обращаться в налоговые органы за осуществлением административных процедур. Исключение составляют административные процедуры, осуществляемые в соответствии с законодательством в сфере производства и оборота отдельных групп товаров, таких как нефтепродукты, алкогольная и непищевая спиртосодержащая продукция. По таким административным процедурам необходимо обращаться в налоговую инспекцию по месту постановки на учет.

Сдача жилых помещений внаем физическими лицами 

Физическим лицам, осуществляющим сдачу внаем на долгосрочный период жилых помещений, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

До начала сдачи на долгосрочный период жилых помещений внаем необходимо:

1. заключить в письменной форме договор найма жилого помещения. Формы договоров утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2006 № 1191.

2. До установленного в договоре срока фактического предоставления помещения внаем зарегистрировать договор в расчетно-справочном центре по месту нахождения жилого помещения.

3. Произвести уплату подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах.
Исчисление и уплата подоходного налога с 01.01.2021 производятся по ставкам, установленным согласно приложению 2 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З), с учетом решений областных Советов депутатов, принятых в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 214 Налогового кодекса Республики Беларусь, для той категории населенного пункта, на территории которого находятся сдаваемые физическим лицам в аренду жилые помещения. Ставка налога по г. Гродно составляет 32,20 рублей за каждую сдаваемую жилую комнату.

Налог не уплачивается при сдаче жилья молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) по распределению.

При предоставлении жилых помещений в аренду организации или индивидуальному предпринимателю, обязанность по исчислению, удержанию подоходного налога из дохода при выплате и перечислению в бюджет возлагается на арендатора.

О внесенных изменениях в Указ № 143 «О поддержке экономики» 

Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2020 № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики:

Местные органы власти в 2021 году вправе предоставить рассрочку уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Такая рассрочка предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, утвержденный Указом № 143 с учетом дополнений, внесенных Указом № 512, а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа № 143.

Продлен срок, в течение которого возможно уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки на основании решений местных областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня, местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон.

Продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.

Срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом пролонгирован по 31 марта 2022 года. Действие данной нормы распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г.

Предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.

О транспортном налоге

1 января 2021 года Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» с 2021 года введен транспортный налог, который будут обязаны уплачивать владельцы автотранспортных средств, как физические лица, так и субъекты хозяйствования. Объект налогообложения - транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел.

Размер транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Вес автомобиля до 1,5 тонны - налог составит 61 рубль, от 1,5 до 1,75 тонны - 81 рубль, от 1,75 до 2 тонн - 102 рубля, от 2 до 2,25 тонны - 122 рубля, от 2,25 до 2,5 тонны - 142 рубля, от 2,5 до 3 тонн - 162 рубля, более 3 тонн - 223 рубля. За мотоцикл плата составит 41 рубль.
Транспортный налог будет уплачиваться по такой же схеме, как и налог на недвижимость, по уведомительному принципу. Уплата транспортного налога будет производится один раз в год. Извещения из налоговой инспекции автовладельцы-физические лица будут получать ежегодно до 1 сентября. Срок уплата транспортного налога - не позднее 15 ноября.

Для исчисления транспортного сбора данные о техосмотре, наличии автомобилей, зарегистрированных автомобилях на конкретных владельцев, в налоговые органы будут предоставлять в рамках своих компетенций МВД и «Белтехосмотр».
Поскольку 2021 год переходной, для тех граждан, которые не прошли техосмотр до 1 января 2021 года, предусмотрен особый порядок уплаты. Им необходимо в срок до 15 декабря текущего года внести авансовый платеж: 1 базовую величину (сегодня это - 29 рублей) за каждое транспортное средство, а за прицеп, мотоцикл - 20 рублей. Доплату транспортного налога необходимо будет произвести до 15 ноября 2022 года.

Транспортный налог не будет взиматься по автомобилям, выпущенным не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют, а также по электромобилям. Не признаются объектом налогообложения транспортным сбором автомобили, которые выбыли из обладания собственника в результате противоправных действий других лиц - угона или кражи. Не будет производиться исчисление и в отношении транспортных средств, которые используют для оказания медицинской помощи, социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным.

Плательщиками транспортного сбора не признаются республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения); организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования; войска и воинские формирования.

Не облагаются транспортным налогом автомобили, снятые с учета в ГАИ до 1 июля 2021 года, и те, у которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Ставка по налогу снижена в два раза для ветеранов, инвалидов I или II группы, пенсионеров. При этом такая льгота будет действовать только при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории. На 25% снижен транспортный налог для инвалидов III группы.

Все взносы будут зачислены в дорожный фонд. Больше половины средств перейдут в районные бюджеты и будут направлены на ремонт местных дорог.

О порядке возврата уплаченных сумм НДС физическим лицам, приобретающим электромобили на территории Республики Беларусь  

Инспекция МНС по Октябрьскому району г.Гродно сообщает, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 12 марта 2020 года № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее - Указ №92) физические лица, приобретающие на территории Республики Беларусь электромобили в период с 15 июня 2020 г. по 31 декабря 2025 г, вправе получить возврат уплаченной при приобретении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Сумма указанного возврата не облагается подоходным налогом с физических лиц. Возврату подлежит сумма НДС, включенная в стоимость электромобиля, но не более 500 базовых величин, установленных на день приобретения физическим лицом электромобиля.

Порядок возврата физическим лицам сумм НДС определен Положением о порядке возврата физическим лицам сумм НДС, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 333 от 09.06.2020 «О возврате физическим лицам сумм НДС и об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2018 г. № 726» (далее - Положение).

Для возврата суммы НДС физическое лицо, приобретшее электромобиль, уведомляет налоговый орган по месту своего жительства о приобретении электромобиля и уплате суммы НДС по форме согласно приложению к Положению и прилагает к уведомлению оригиналы и копии следующих документов:
договор купли-продажи электромобиля, а при приобретении электромобиля по договору финансовой аренды (лизинга) с условием о выкупе предмета лизинга - данный договор с графиком лизинговых платежей;
счет-справка (при ее наличии);

акт приема-передачи электромобиля от продавца физическому лицу или акт о переходе права собственности на электромобиль от лизингодателя физическому лицу;
товарная (товарно-транспортная) накладная (при ее наличии);
документ, подтверждающий факт уплаты стоимости электромобиля, включая налог на добавленную стоимость, а при приобретении электромобиля по договору финансовой аренды (лизинга) с условием о выкупе предмета лизинга - копия документа лизингодателя об уплате физическим лицом в полном объеме стоимости предмета лизинга, включая налог на добавленную стоимость;

иные документы, подтверждающие приобретение и уплату стоимости электромобиля, включая налог на добавленную стоимость (при их наличии).
Возврат физическому лицу суммы НДС производится налоговым органом не позднее 30 календарных дней со дня представления этим физическим лицом в налоговый орган уведомления и прилагаемых к нему документов.

Доплата до минимальной зарплаты
не облагается налогом

Указ Президента Республики Беларусь от 28.05.2020 № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» предусматривает временные меры государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан.

Так, согласно пункту 1 Указа организациям (за исключением бюджетных и получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) предоставлено право на получение субсидии из бюджета ФСЗН для осуществления доплат работникам, не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя, до величины минимальной заработной платы, а также для уплаты обязательных страховых взносов в ФСЗН по таким доплатам.

Для получения субсидии организация обращается в местный исполнительный и распорядительный орган по месту регистрации не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, за который начислена заработная плата работникам. Решение о предоставлении субсидии принимают местные органы власти после рассмотрения установленного пакета документов организации.
Доплата до величины минимальной заработной платы не является размером оплаты труда и заработной платой согласно статей 57, 61 и 63 Трудового кодекса.

Субсидия, предусмотренная пунктом 1 Указа № 178, по своему содержанию и порядку предоставления является государственной социальной поддержкой работников и согласно подпункту 2.28 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь доплаты до величины минимальной заработной платы не являются объектом налогообложения подоходным налогом. Наниматель обязан начислить и выплатить их работникам в полном объеме исходя из расчетов, представленных в исполком, и денежных средств, перечисленных организации ФСЗН.

 

Информация о требованиях законодательства, предъявляемых к осуществлению деятельности в сфере перевозки пассажиров автомобилями-такси 

1. Государственная регистрация субъектов хозяйствования.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
Ответственность за совершение осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

2. Условия начала осуществления деятельности.
До начала осуществления деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильный перевозчик обязан в письменной или электронной форме уведомить местный исполнительный и распорядительный орган либо оператора такси в случае его определения местным исполнительным и распорядительным органом о дате начала осуществления такой деятельности с указанием способа организации и управления технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, а при прекращении осуществления такой деятельности не позднее 10 дней со дня прекращения - о дате ее прекращения.
Для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильному перевозчику необходимо заключить с диспетчером такси договор об оказании услуг диспетчера такси либо самостоятельно обеспечить организацию и управление технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием электронных информационных систем (далее - ЭИС).
Автомобильные перевозчики, самостоятельно выполняющие прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством ЭИС обязаны представлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску.

3. Уплата налогов.
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Ответственность за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена частью 1 статьи 13.6 КоАП и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей (взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
Ответственность за отсутствие у налогового агента (нанимателя) учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику (наемному лицу) доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена частью 1 статьи 13.5 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двух до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пяти до ста базовых величин.

4. Порядок использования кассового оборудования.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра «КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ», в котором указана сфера применения - «Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси»;
с установленным средством контроля налоговых органов (далее - СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.

5. Установка и использование платежных терминалов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
Справочно. Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в автомобилях-такси при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала, в течение двух месяцев с момента начала осуществления деятельности.

6. Порядок приема денежных средств при использовании электронной информационной системы.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием ЭИС, предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Ответственности за нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов, а равно отсутствие такого оборудования и (или) терминалов предусмотрена частью 1 статьи 12.20 КоАП и влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

7. Порядок приема наличных денежных средств и обязанность выдачи водителем автомобиля-такси платежного документа.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы - направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
При приеме наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных средств проводит с использованием таксометра, платежного терминала и выдает потребителю - пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги.
Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств, выразившееся в неприменении кассового оборудования в установленных законодательством случаях предусмотрена частью 1 статьи 12.18 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. Невыдача платежного документа, подтверждающего факт оплаты в соответствии с частью 2 статьи 12.18 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
 

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Октябрьскому району г.Гродно в связи со вступлением в силу с 02.01.2020 отдельных положений Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 N 485 "О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц" сообщает, что изменился порядок рассмотрения обращений по вопросам предпринимательской и ремесленной деятельности.
Если ранее обращения по вопросам предпринимательской и ремесленной деятельности подлежали рассмотрению инспекциями МНС по областям и г. Минску, то с 02.01.2020 рассмотрению налоговыми органами подлежат относящиеся к указанной сфере жизнедеятельности обращения, содержащие вопросы, связанные с налогообложением.
Обращения в сфере предпринимательской и ремесленной деятельности, в которых не затрагиваются вопросы налогообложения, подлежат рассмотрению структурными подразделениями местных администраций районов в городах, районных исполнительных комитетов, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере экономики.
К вопросам, связанным с налогообложением в сфере предпринимательской деятельности, относятся например, следующие вопросы:
- порядок учета доходов и расходов предпринимательской деятельности;
- определение по ОКЭД кода вида экономической деятельности в целях налогообложения;
- отнесение деятельности физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, к видам деятельности, при осуществлении которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
По данным вопросам обращения следует направлять в инспекции МНС по областям и г. Минску.
К вопросам, не связанным с налогообложением, в данной сфере можно отнести следующие вопросы:
- отнесение осуществляемой деятельности к предпринимательской в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
- необходимость государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя при осуществлении конкретного вида деятельности;
- привлечение индивидуальным предпринимателем физических лиц для занятия предпринимательской деятельностью в рамках пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности".
Обращения по вышеуказанным вопросам подлежат направлению в местные администрации районов в городах, районные исполнительные комитеты, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.
В сфере ремесленной деятельности к вопросам, связанным с налогообложением, можно отнести следующие вопросы:
- постановка на учет в налоговом органе физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность;
- порядок уплаты ремесленного сбора.
По данным вопросам следует обращаться в инспекции МНС по районам, городам, районам в городах.
Другие вопросы, связанные с осуществлением ремесленной деятельности, в частности вопросы применения Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 N 364 "Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности", в том числе вопросы о том, относится ли конкретный вид деятельности к ремесленной, порядок осуществления такой деятельности, не связаны с налогообложением.
Обращения по таким вопросам следует направлять в местные администрации районов в городах, районные исполнительные комитеты, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.

Доходы физических лиц, подлежащие декларированию

Налоговые декларации (расчеты) по подоходному налогу обязаны представить граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые относятся к налоговым резидентам и получали доходы, подлежащие налогообложению. К налоговым резидентам относятся физические лица, находившиеся на территории Республики Беларусь свыше 183 календарных дней в календарном году.
Налогообложению в налоговом органе подлежат только некоторые виды доходов, наиболее распространенными из них являются:
- доходы, полученные от отчуждения второго и более в течение последних пяти лет не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела, жилого дома, квартиры, гаража, дачи, садового домика, земельного участка, машино-места;
- доходы, полученные от продажи в течение года второго и более легкового автомобиля, а также доходы от отчуждения грузовых автомобилей и автобусов;
- доходы, полученные от возмездного отчуждения торговых, офисных, складских и административных помещений;
- доходы от реализации иному физическому лицу доли или пая в уставном фонде организации.
Представить налоговую декларацию обязаны и те, кто получал доходы:
- за границей или из-за границы;
- получившие в течение года доходы в виде дарения от физических лиц, не являющихся близкими родственниками, в размере, превышающем 7003 рублей от всех источников в течение 2020 года;
Ставка подоходного налога в отношении вышеуказанных доходов установлена в размере 13 %.
Налоговая декларация представляется в любой налоговый орган независимо от места регистрации. Налоговый орган производит расчет подоходного налога и вручает извещение на его уплату.
Бланк налоговой декларации размещен на официальном сайте МНС nalog.gov.by и при необходимости его можно распечатать, также бланк декларации можно приобрести в пунктах продажи Белбланковыд, размещенных в помещениях налоговых органов или в специализированных магазинах.
Налоговая декларация может быть представлена любым удобным для гражданина способом:
1. лично: путем посещения любой налоговой инспекции.
2. по почте: в виде почтового отправления с описью вложения. При этом днём представления декларации считается день отправки почтового отправления (указанная на почтовом штампе дата отправки почтового отправления).
3. в электронном виде с помощью программных и технических средств через личный кабинет плательщика.
При передаче налоговой декларации с помощью программных и технических средств через личный кабинет плательщика днем ее представления считается дата ее приема web-порталом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, зафиксированная в соответствующем подтверждении такого портала.
Доступ к личному кабинету плательщика и представление налоговой декларации может быть осуществлено одним из двух способов:
3.1. с помощью учетной записи и пароля.
Представить электронную налоговую декларацию можно непосредственно из личного кабинета на портале: заполнить декларацию (раздел «Представить декларацию по подоходному налогу с физических лиц») и отправить в районную инспекцию МНС.
3.2. с помощью личного ключа электронной цифровой подписи.
Представить электронную налоговую декларацию можно непосредственно из личного кабинета на портале: заполнить декларацию (раздел «Представить декларацию по подоходному налогу с физических лиц»), подписать электронно-цифровой подписью и отправить в районную инспекцию МНС.
4. уполномоченным представителем физического лица: уполномоченным представителем физического лица может являться иное физическое лицо, полномочия которого подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью.
5. законным представителем физического лица: в случае получения подлежащих налогообложению доходов несовершеннолетними детьми в возрасте до 14 лет, заполнение и представление налоговой декларации от имени ребенка осуществляется его законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами, попечителями. Заполнение и представление налоговой декларации детьми в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется самими детьми с письменного согласия их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей.

 

 Об ограничении участия в азартных играх

Проблема зависимости от азартных игр имеет важное значение. Каждый человек имеет свое представление об азартных играх, но не все понимают, насколько пагубным может оказаться пристрастие к такому виду развлечений. Интерес к азартным играм представляет серьезную социально опасную проблему. Вместе с тем введение запрета на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса не решит проблему игровой зависимости. В Республике Беларусь на законодательном уровне для игроков и организаторов азартных игр определены права и установлены обязанности, деятельность организаторов азартных игр находится под особым контролем государства.
В целях защиты физических лиц от игровой зависимости в Республике Беларусь введен механизм самоограничения игроков от посещения игорных заведений и участия в азартных играх, а также ограничения в посещении игорных заведений и участии в азартных играх по решению суда. Одной из основных обязанностей организаторов азартных игр является соблюдение запрета по допуску в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх в соответствии с пунктами 13 и 14 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 N 9 (ред. от 07.08.2018).
Физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет путем личной подачи организатору азартных игр письменного заявления с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего его личность. Организатор азартных игр обязан обеспечить в каждом его игорном заведении в течение всего рабочего времени такого заведения прием заявлений от физических лиц, принявших такое решение, своевременное внесение достоверных сведений об этих лицах в перечень, выдачу им документов, формируемых СККС и подтверждающих прием заявлений и внесение соответствующих сведений в перечень.
В случае, если физическое лицо вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение, оно может быть ограничено в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет по решению суда. Дело об ограничении физического лица в таком случае рассматривается судом на основании заявления, которое подать родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, опекуны, попечители, супруг (супруга) физического лица, а также иные лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство, прокурор, органы опеки и попечительства.

Об уплате курортного сбора

Порядок исчисления и уплаты курортного сбора порядок установлен главой 30 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Объектом обложения курортным сбором признается нахождение (проживание не менее суток) физического лица в расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь:
санаторно-курортных организациях;
профилакториях, оздоровительных центрах (комплексах), образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях, спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах.
Таким образом, курортный сбор уплачивается в случае проживания не менее суток в расположенных на территории административно-территориальных единиц Беларуси санаторно-курортных организациях, профилакториях, оздоровительных и образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных и спортивных лагерях, домах и базах отдыха, пансионатах.
Курортный сбор уплачивается физическими лицами не позднее последних суток своего нахождения в санаторно-курортной или оздоровительной организации, исходя из ставки, действующей на дату внесения сумм этого сбора. До момента прибытия сбор не взимается.
Уплата курортного сбора осуществляется физическими лицами путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если физические лица направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение за счет средств государственного социального страхования, республиканского бюджета или в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бесплатно. Это значит, человек не должен делать какие-то доплаты своими деньгами. В этом случае курортный сбор не начисляется и не уплачивается.
Если же отдыхающий частично оплачивает стоимость путевки, он обязан взять на себя и курортный сбор за ту часть, которую он внес сам. При этом, если предприятие либо профсоюзная организация компенсируют ему расходы на оплату стоимости путевки (в том числе частично) либо вместо него оплачивают путевку, в том числе частично, размер такой компенсации не уменьшает налоговую базу для исчисления курортного сбора.
Поскольку санаторно-курортные и оздоровительные организации не располагают информацией о размере оплаты путевок собственными средствами отдыхающих, сами отдыхающие должны предоставить санаторию заверенную выдавшим путевку специалистом копию чека или иного платежного документа, подтверждающего внесение ими денег за путевку. Может быть сделана запись в путевке о сумме денежных средств, подлежащих оплате физическим лицом, заверенная выдавшим путевку специалистом организации. Также можно предоставить письмо, составленное в произвольной форме организацией, выдавшей путевку, о сумме, подлежащей оплате за путевку физическим лицом.
Если дети направляются в лагеря с круглосуточным пребыванием по путевкам, приобретенным за счет государственных средств, а также в оздоровительные лагеря по путевкам, стоимость которых удешевлена за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета, курортный сбор платить не надо. При этом не имеет значения, что часть стоимости путевки оплачена родителями, из средств предприятия либо профсоюзной организации.
Если дети отправляются в оздоровительный лагерь по путевкам, стоимость которых полностью оплачивается родителями, профсоюзной либо иной организацией, курортный сбор должен быть оплачен.
Ставки курортного сбора, как и ранее, устанавливаются местными Советами депутатов базового территориального уровня в зависимости от вида санаторно-курортной или оздоровительной организации и не могут превышать пяти процентов от стоимости путевки, а если путевка не оформляется - от стоимости услуг по проживанию, а также оказываемых услуг по питанию, медицинских и оздоровительных услуг.
Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по курортному сбору отдельным плательщикам, например, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Биометрические документы
Гродненский диалог-2020
VI ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Единый день информирования
Единый день
информирования
Информационный портал Пограничного комитета Республики Беларусь
Uevfybnfhyst ghjtrns
Информационный портал
За здоровый образ жизни!