Главная > Фонд социального обслуживания населения

Плательщикам страховых взносов

 

Типичные нарушения 

Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2019 году.

1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных  страховых взносов.

1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы:

на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования (нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 25.01.1999  № 115 (далее - Перечень);

на суммы выходного пособия (нарушен пункт 2 Перечня);

на суммы выходного пособия в связи с призывом на срочную военную службу (нарушен пункт 2 Перечня);

на суммы средств работодателя, направленные на приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников (нарушен пункт 4 Перечня);

на сумму материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка; материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами (единовременная выплата на оздоровление при предоставлении трудового отпуска статья 182 ТК) (нарушен пункт 7 Перечня);

на суммы выплат в пользу работника, являющегося инвалидом II группы, излишне начислены взносы в размере 28% на пенсионное страхование (нарушена статья 4 Закона Республики Беларусь 29.02.1996  № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее - Закон № 138- XIII)).

Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в бюджет Фонда, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности - в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, в соответствии с пунктом 24 Положения об уплате  обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 (далее  - Положение об уплате взносов).

1.2  Не начислены обязательные страховые взносы:

на суммы премий к профессиональному празднику;

на сумму денежной помощи молодому специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;

на материальную помощь к юбилею;

на сумму выплат в пользу женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;

на материальную помощь по заявлению в связи с тяжелым материальным положением;

на стоимость санаторных путевок, приобретенных для своих работников;

на суммы материальной помощи для возмещения частичной стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь детям сотрудников;

на суммы вознаграждения своим работникам за участие в работе наблюдательного совета;

на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики Беларусь № 441 от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»;

на суммы среднедневного заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации

 (нарушена статья 2 Закона № 138-XIII);

на суммы выплат в пользу работника, являющегося инвалидом III группы, не начислены взносы в размере 28% на пенсионное страхование (нарушены статьи 3,4 Закона № 138-XIII).

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП).

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на сумму выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации), а также за работу в особых условиях труда ниже установленной нормы (отработана половина установленной ставки) (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (далее - Закон № 322-З));

Излишне перечисленные в бюджет Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии  возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления (часть 2 пункта 24 Положения об уплате взносов).

2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на суммы премий к профессиональному празднику;

на суммы выплат за дни трудового отпуска, следующего за днем, связанным с работой во вредных условиях труда;

на суммы компенсаций расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам;

на суммы выплат работникам, работающим во вредных условиях труда на полную ставку, получаемую при условии занятости по основному месту работы и внутреннему совместительству (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона № 322-З).

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 КоАП.

Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или)   взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3.1 Неуплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены главой 2 «Уплата (взыскание) обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда» Положения об уплате взносов.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 КоАП.

 3.2 Неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены пунктом 26 Положения об уплате взносов.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 КоАП.

4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной    нетрудоспособности.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности наиболее часто встречаются нарушения пунктов 2, 9.5, 10, 16, 18.5, 22, 23, 24 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее - Положение по ВН № 569):

в нарушение пункта 2 Положения по ВН № 569 за счет средств государственного социального страхования оплачено пособие в связи с производственной травмой;

в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;

в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 оплачен день установления инвалидности;

в нарушение пункта 16 Положения по ВН  № 569 пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%;

в нарушение пункта 18.5 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка;

в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды; для расчетного периода брали рабочие дни, следовало календарные;

в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569  при расчете пособия по беременности и родам из тарифной ставки применялся среднедневной размер, рассчитанный на начало нетрудоспособности, следовало для каждого месяца отдельно;

в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;

в случае, когда работник отработал не все рабочие дни месяца, премия в этом месяце включалась полностью, а не пропорционально отработанному времени;

в случае, когда работнику установлен сокращенный рабочий день (уменьшена норма отработанных часов), при расчете больничного листка премию уменьшали пропорционально отработанным часам, следовало оставлять в начисленном размере;

в случае отработки работником часов сверх установленной нормы, премию увеличивали пропорционально;

 кроме того, в заработок не включались выплаты, надбавки и доплаты, которые следовало включать (премия, индексация, надбавка за стаж), неверно учитывали сумму начисленной индексации; также исключали полностью заработок за месяц, в котором была временная нетрудоспособность либо трудовой отпуск.

Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные размеры пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).

5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее - Закон № 7-З»), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее - Положение № 569):

в нарушение статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере, установленном не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;

в нарушение статьи 11 Закона № 7-З пособие в связи с рождением ребенка выплачивалось в размере, установленном не на дату рождения, а на дату его выплаты; при назначении пособия не учитывался ребенок, рожденный ранее;

в нарушение статьи 13 Закона № 7-З неверно определялся размер пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет (часть 2); пособие не назначалось и не выплачивалось за день исполнения ребенку 3 лет (часть 9); при назначении пособия не учитывали то, что мама работала по договору подряда либо являлась индивидуальным предпринимателем (часть 3); пособие назначили без справки с места жительства и о составе семьи как на второго ребенка, фактически ребенок в семье один (часть 7); при выплате пособия на второго ребенка, не учтен факт исполнения 18 лет старшему ребенку (часть 7);

в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие на ребенка от 3 до 18 лет при условии воспитания в семье ребенка в возрасте до 3 лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (часть 2 пункт 3);

в нарушение статьи 21 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте до 3 лет назначили не со дня оформления отпуска по уходу за ребенком, а с 1-го числа этого месяца (часть 4); пособие по уходу за ребенком-инвалидом, выплачиваемое в органах по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет назначено и выплачено по месту работы матери за счет средств государственного социального страхования (часть 7);

в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (часть 3.5); пособие на ребенка старше 3 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначалось не со дня рождения ребенка, а со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.

Указанные нарушения приводили к завышению размера пособий семьям, воспитывающим детей, которое органами Фонда не принимается к зачету в соответствии с п. 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента республики Беларусь от 16.01.2019 № 40, а также занижению размера пособия, которое подлежит доначислению.

В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

6. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение  и оздоровление.

В нарушение  пункта 16 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

7. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» пособие на погребение за счет средств государственного социального страхования выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти.

Недоплата пособия, которая возникла в ходе проверки, подлежит доплате получателю пособия.

8. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.

8.1. По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

несоответствие сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);

непредставление  и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).

8.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

 В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

 отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

заполнение одной формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по застрахованным лицам, выполнявшим работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год); периоды работы по гражданско-правовым договорам не соответствуют фактическим (нарушен  пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

непредставление или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (нарушен пункт 16 Правил).

8.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

некорректное отражение в разделе 2 формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

9. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения

При проверке правильности предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены следующие нарушения:

неверно отражались суммы начисленных обязательных страховых взносов, произведенных за счет бюджета фонда расходов и количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия (нарушены пункты 9, 16, 23  Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2017 № 152).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом, или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП.

   Персонифицированный учет ...

С 28 января 2020 года вступили в силу изменения по ведению трудовых книжек для работодателей-физических лиц. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, адвокатах, нотариусах и др.

Так, для работодателей-физических лиц отменяется ведение трудовых книжек в отношении своих наемных работников.

Как в таком случае будет учитываться трудовой стаж работы? И как  самому работнику убедиться в его достоверности?

Органами Фонда социальной защиты населения каждому работающему гражданину в системе персонифицированного учета открывается индивидуальный лицевой счет, где накапливается информация о трудовом стаже, выплатах (доход), на которые начисляются обязательные страховые взносы, суммах начисленных и уплаченных обязательных страховых взносах, а также периодах и размерах пособий по временной нетрудоспособности.

Чтобы убедиться в достоверности представленных работодателем сведений, граждане имеют право получить информацию, содержащуюся в своем индивидуальном лицевом счете. Выдается такая информация за любой период работы протекавший после 1 января 2003 года. А ввиду изменения для работодателей срока представления сведений в органы Фонда (переход на поквартальную сдачу документов персонифицированного учета), работники могут чаще интересоваться сведениями из своего лицевого счета.     

За получением выписки из лицевого счета можно обратиться в любой районной отдел (сектор) Фонда социальной защиты населения, предъявить документ, удостоверяющий личность, свидетельство социального страхования и заполнить заявление установленного образца. Информация выдается органом Фонда бесплатно.

Кроме того, при наличии личной электронной цифровой подписи на Едином портале электронных услуг (portal.gov.by) оказывается услуга по предоставлению сведений о датах приема и увольнения и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы. Код услуги: 3.25.02-ф. Услуга предоставляется на возмездной основе.

Оказание электронных услуг Фонда социальной защиты населения также осуществляют информационные посредники. В Гродненской области это 17 отделений почтовой связи и 17 отделений РУП «Белтелекома», которые расположены в г.Гродно и районных центрах. При обращении к информационному посреднику за предоставлением электронной услуги Фонда при себе необходимо иметь документ удостоверяющий личность и свидетельство социального страхования.

Дополнительную информацию можно получить в Октябрьском районном отделе г.Гродно Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения по тел.55 97 44, 55 97 42 или на сайте Фонда социальной защиты населения по адресу: www.ssf.gov.by.  Профессиональное пенсионное страхование

Вопрос: Как Указ №15 "Об изменении указов Президента Республики Беларусь" от 17.01.2020 г. меняет подходы к назначению досрочных пенсии за работу в особых условиях труда?
Ответ: 17 января 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ N 15 "Об изменении указов Президента Республики Беларусь" (далее - Указ №15).
С принятием Указа №15 работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47 - 49, 49-2 соответственно).
Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1 Указа).
Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.
Например: работница текстильного производства, имеющая более 20 лет льготного стажа, 10 лет из которого отработаны до 1 января 2009 года (т.е. до введения профессионального пенсионного страхования), независимо от того, что её профессиональный стаж, сформированный после 1 января 2009 года, составляет также более 10 лет, сохраняет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Данная норма Указа №15 вступила в силу с 1 января 2020 г.
Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам N 1 и N 2 (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. N 441 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения").
Также Указом №15 в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых на работах с особыми условиями труда по спискам N 1 и N 2).
Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам N 1 и N 2, тарифы взносов на 9% и 6% соответственно были увеличены с 1 января 2014 г.

Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

 

Тарифы взносов, %

Категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию

2020г.

2021г.

4,8

9

работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации; работники, осуществляющие непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации; бортоператоры и бортпроводники воздушных судов гражданской авиации;

артисты театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятые в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет;

спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом и являющиеся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта

2,6

6

артисты театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятые в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;

спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом

2,3

6

работники инженерно-технического состава гражданской авиации; работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах; женщины, работающие трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

мужчины, работающие трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции; женщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ, а также работающие доярками (операторами машинного доения);

водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским; работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах

1,5

4

артисты театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятые в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет;

отдельные категории медицинских и педагогических работников


Вопрос: Каков порядок назначения и выплаты досрочной профессиональной пенсии?
Ответ: Назначение досрочных профессиональных пенсий осуществляется городскими, районными, районными в городе отделами областного, Минского городского управления Фонда лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь.
Заявление о назначении досрочной профессиональной пенсии подается в городской, районный, районный в городе отдел областного, Минского городского управления Фонда. Срок рассмотрения заявления - не более 10 рабочих дней.
Досрочная профессиональная пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о ее назначении.
При этом следует иметь в виду, что застрахованное лицо может обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии в любое время после возникновения права на такую пенсию, но не позднее месяца, предшествующего месяцу достижения им общеустановленного пенсионного возраста.
Например, для застрахованного лица общеустановленный пенсионный возраст наступает в декабре. В этом случае застрахованное лицо может обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии не позднее ноября месяца данного года.
Досрочная профессиональная пенсия выплачивается за текущий месяц через уполномоченный банк на основании поручения Фонда.
Если застрахованное лицо занято на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, то выплата досрочной профессиональной пенсии приостанавливается с месяца, следующего за месяцем, в котором работник приступил к работе с особыми условиями труда.
Кроме этого, застрахованному лицу может быть приостановлена (прекращена) выплата досрочной профессиональной пенсии и в других случаях, таких как: получение другой государственной пенсии, ежемесячного денежного содержания, окончание досрочного пенсионного периода, смерть застрахованного лица и другое. Прекращение (приостановление) производится с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства.
Возобновление выплаты досрочной профессиональной пенсии производится с месяца, следующего за месяцем, в котором изменились обстоятельства, повлекшие приостановление ее выплаты.
Вопрос: Каков порядок назначения и выплаты дополнительной профессиональной пенсии?
Ответ: Дополнительная профессиональная пенсия назначается при следующих условиях:
• постоянное проживание в Республике Беларусь;
• достижение общеустановленного пенсионного возраста;
• наличие пенсионных сбережений на профессиональной части индивидуального лицевого счета.
Обращение за назначением дополнительной профессиональной пенсии осуществляется застрахованным лицом в любое время после достижения им общеустановленного пенсионного возраста.
Указанная пенсия назначается в соответствии с заявлением застрахованного лица, поданным в городской, районный, районный в городе отдел областного, Минского городского управления Фонда, с месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о ее назначении.
Названная пенсия устанавливается в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который она выплачивается. Период выплаты этой пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части индивидуального лицевого счета на день назначения пенсии, и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на эту дату. При этом если период выплаты дополнительной профессиональной пенсии составляет в результате расчета более 60 месяцев, пенсионные сбережения в сумме, превышающей требуемую сумму для выплаты данной пенсии в течение указанного периода, по желанию застрахованного лица выплачиваются единовременно. Выбор застрахованного лица является окончательным и пересмотру не подлежит.
После назначения дополнительной профессиональной пенсии профессиональная часть индивидуального лицевого счета закрывается.
Выплата названной пенсии осуществляется за истекший месяц через уполномоченный банк независимо от получения каких-либо других пенсии или дохода.
Вопрос: предусмотрен кроме профессиональных пенсий другой вид компенсации за работу в особых условиях труда?
Ответ: Да, предусмотрен.
25 сентября 2013 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ N 441 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения" (далее - Указ). Указ вступил в силу с 1 октября 2013 г.
Указом предусматривается:
Предоставление права выбора способа компенсации за работу с особыми условиями труда работникам, занятым в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые к 1 января 2009 г. отработали менее половины специального стажа либо не имеют такого стажа до указанной даты (соответственно не приобретут право на досрочную пенсию в общей пенсионной системе) (подпункт 1.2 пункта 1).
Работник вправе выбрать:
(1) профессиональное пенсионное страхование. То есть продолжить формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию путем уплаты за него работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее - Фонд). Профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности, осуществляется до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста;
либо
(2) ежемесячную доплату к заработной плате (далее - доплата). При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, производится только до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста.
Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 г.
Форма заявления работника, порядок его подачи, регистрации и хранения определяются локальным нормативным правовым актом работодателя.
Решение о праве конкретного работника на доплату принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж этого работника.
В случае возникновения спорных вопросов о продолжительности специального стажа работника разъяснения работодателям даются управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите при представлении документов, подтверждающих специальный стаж.
Размер доплаты также определяется работодателем. В любом случае он не может быть менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование за этого работника.
Хотелось бы обратить внимание, что если за работника до момента оформления доплаты нанимателем уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование, то в последующем он может воспользоваться правом на назначение дополнительной профессиональной пенсии.
Например: мужчина проработал в особых условиях труда с мая 2010 года по декабрь 2019 года, за указанный период уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование. С января 2020 года он написал заявление на ежемесячную доплату к заработной плате. При достижении общеустановленного пенсионного возраста застрахованное лицо сможет обратиться за дополнительной профессиональной пенсией.

Горечь сладкого рубля

Выплата так называемой «зарплаты в конвертах» - серьезная проблема не только для экономики страны, но и для каждого гражданина, получающего подобные барыши. Получатель такой зарплаты в числе прочих становится участником опасной игры с законом, называемой «теневой экономикой». Недопущение фактов выплаты «конвертной зарплаты» особенно важно.
Факты наличия в штате «мертвых душ», которым начисляется, но не выплачивается заработная плата, явление нередкое. Порой человек официально по ведомости получает зарплату лишь частично, а иногда работает и вовсе без трудового договора. Далеко не каждый житель нашей страны, соглашаясь на теневые деньги, видит обратную сторону медали, а по выходе на пенсию будет ужасаться тому, насколько она мала. Напоминаем, что право на пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет Фонда.
Наиболее часто в целях снижения издержек на оплату труда персонала наниматели используют такую схему: официальная заработная плата, не более минимальной заработной платы, плюс теневая часть, которая состоит из дополнительной оплаты, не проводимой по финансовым документам, не облагающейся налогами и обязательными платежами в Фонд, т.е. появляется заработная плата «в конверте».
Наниматели объясняют свою заинтересованность в сокрытии истинного размера заработной платы как объекта исчисления платежей, и что при этом теряет работник?
Получая «живую копейку» и думая о сиюминутной выгоде, работник рискует обделить себя и своих близких. Нередки случаи, когда наниматели избавляются от работников, не выплачивая им зарплату за несколько отработанных месяцев. Нет трудового договора - нет и обязательств у нанимателя!
Нелегально полученные деньги довольно проблематично использовать для приобретения жилья, автомобиля, оплаты за обучение детей и прочие крупные расходы. Ведь подобные операции находятся под контролем налоговых органов.
В последнее время популярны банковские кредиты. И здесь для «нелегала» горит красный свет, так как подтвердить свою состоятельность по части возврата полученного кредита можно лишь официальной зарплатой.
И, наконец, о «больничных». «Конвертным» работникам, как правило, хворать не приходится: ведь листки нетрудоспособности оплачивать некому. «Зарплата в конвертах» - социальный капкан, в который можно угодить в любую минуту. К тому же, соглашаясь на подобный вариант, человек прежде всего наполняет карман своего нанимателя, а не свой в будущем - в получении достойной пенсии по возрасту, обедняет бюджет района, в котором живет. Ведь меньше получат больница и школа, останется без ремонта чей-то дом, а престарелый инвалид лишится помощи...
Над этим стоит задуматься, а что будет завтра!

Право на пособия индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам)

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2019 № 187, вступившим в силу с 28.03.2019, внесены изменения и дополнения в Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование (далее - индивидуальным предпринимателям), пособия назначаются по случаям временной нетрудоспособности, беременности и родов (далее - пособия), наступившим:
в году постановки их на учет в качестве плательщиков, - если в этом году до наступления указанных случаев ими уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование не менее чем за 30 календарных дней;
в текущем календарном году, - если согласно документам персонифицированного учета за отчетный год обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачены ими не менее чем за 183 календарных дня отчетного года либо за весь период со дня постановки на учет до окончания отчетного года.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на пособие (т.е. с первого дня освобождения от работы согласно листку нетрудоспособности).
Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы или иной деятельности в связи с временной нетрудоспособностью.
Днем обращения за пособиями индивидуальных предпринимателей является день представления в органы фонда по месту постановки на учет листков нетрудоспособности, выданных и оформленных в порядке, установленном законодательством, а для лиц, представивших листки нетрудоспособности до подачи документов персонифицированного учета за отчетный год - день представления таких документов (п. 36 Положения).

Трудовая пенсия для самозанятых


Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 №500 «О государственном социальном страховании» предоставлено право физическим лицам, которые осуществляют деятельность, не относящуюся к предпринимательской (далее - самозанятые лица), участвовать в государственном социальном страховании.
Такие граждане как ремесленники, граждане, которые оказывают парикмахерские, косметические услуги, ремонт обуви, часов, пошив одежды, услуги фотографа, репетиторство и относятся к самозанятым лицам. Полный перечень видов деятельности оговорен статьей первой Гражданского кодекса и статьей 337 Налогового кодекса.
Самозанятым гражданам с 1 января 2019 года предоставлено право для формирования своей будущей пенсии. Для этого они должны уплачивать обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Размер обязательных страховых взносов составляет 29% от определяемого ими самостоятельно дохода, но не менее чем из размера минимальной заработной платы с учётом индексации (справочно: минимальная сумма взносов за май 2019 года составляет 95,70 руб.). Уплачивая обязательные страховые взносы, они формируют свой страховой стаж на пенсию.
Разберемся в определении страхового стажа. Существует два вида стажа - это страховой и общий стаж. Страховой стаж формируют периоды с уплатой обязательных страховых взносов: это основное место работы, предпринимательская, творческая деятельность, за которые уплачены взносы в бюджет фонда либо нанимателем, либо самостоятельно. Общий стаж формируется как с уплатой взносов, так и без уплаты: в него могут входить периоды обучения в высшем или средне-специальном учреждении, военная служба и другие. Страховой стаж определяет право на трудовую пенсию, а общий стаж влияет на её размер. В настоящее время в 2019 году для того, чтобы приобрести право на трудовую пенсию необходимо 17 лет страхового стажа, то есть с уплатой обязательных страховых взносов. Эта продолжительность растёт, каждый год увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Чтобы начать формировать свой страховой стаж самозанятому гражданину необходимо стать на учет в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты далее - Фонд).
Для этого самозанятому гражданину, изъявившему желание быть социально застрахованным, необходимо обратиться в районный отдел фонда по месту жительства, предоставить удостоверение личности и документ, подтверждающий осуществление деятельности: квитанция об оплате единого налога, ремесленного сбора либо другое, заполнить бланк заявления о постановки на учет в органах Фонда. С этого момента самозанятый гражданин является плательщиком обязательных страховых взносов.
Следующий этап - это уплата обязательных страховых взносов. Они уплачиваются не позднее 1 марта года следующего за отчётным. За 2019 год обязательные страховые взносы должны быть уплачены не позднее 1 марта 2020 года, однако взносы можно уплачивать еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, как удобно самому самозанятому лицу. Уплата взносов производится через банковские учреждения, через кассы, терминалы посредством ЕРИП, SMS-банкинга, интернет-банкинга - всеми доступными способами через банковские услуги. Обязательные страховые взносы уплачиваются именно за период осуществления деятельности. Самозанятый гражданин, к примеру, в 2019 году работал полгода, либо он работал ежемесячно, но неполные месяцы, здесь уплата взносов проводится пропорционально отработанному времени.
После уплаты взносов нужно один раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, задекларировать свои периоды осуществления и (или) неосуществления деятельности. Периоды декларируются путём предоставления документов персонифицированного учёта. Самозанятый гражданин обращается в районный отдел, заполняет формы и представляет. Форма заполняется посредством программного комплекса, который можно взять при регистрации в районном отделе, либо скачать на сайте фонда. Если самостоятельно не получается заполнить, на сайте есть видеоинструкция по заполнению формы и также инспектор районного отдела окажет практическую помощь для заполнения данной формы. Это все этапы, которые должен совершать самозанятый для того, чтобы участвовать в своем пенсионном будущем.

ПАМЯТКА ПО УПЛАТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Октябрьский районный отдел Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения обращает Ваше внимание на уплату обязательных страховых взносов.
Порядок уплаты обязательных страховых взносов регулируется Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.
Постановка на учет в качестве плательщика взносов осуществляется в органах Фонда по месту жительства индивидуального предпринимателя автоматически со дня внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
Сумма обязательных страховых взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда, исчисляется из определяемого индивидуальными предпринимателями дохода за период осуществления предпринимательской деятельности в отчетном году. При этом сумма взносов должна быть не менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.
Размеры взносов составляют:
29% на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование);
6% на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, смерти застрахованного лица или члена его семьи (социальное страхование).
Уплата взносов осуществляется в течение года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. Обязательные страховые взносы, поступившие в бюджет фонда после
1 марта, относятся к платежам текущего года и не могут учитываться
в более раннем периоде.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды отражаются в индивидуальных сведениях по форме ПУ-3 (далее - форма ПУ-3).
С 1 января 2018 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 г. № 500 «О государственном социальном страховании» периоды неосуществления в отчетном году предпринимательской деятельности также указываются в форме ПУ-3.
Форма ПУ-3 представляется в органы Фонда не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.

Право на выплаты (пенсия, пособие) имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности, подлежали государственному социальному страхованию и за них и (или) ими самими уплачивались взносы.
Льготы по уплате обязательных страховых взносов имеют индивидуальные предприниматели, которые:

 состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм;
 являются получателями пенсий;
 имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
 получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;
 участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.

Вышеперечисленными индивидуальными предпринимателями, обязательные страховые взносы уплачиваются с даты подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию с приложением документов, подтверждающих данное право.
За несвоевременную и неполную уплату обязательных страховых взносов налагается административное взыскание по ст. 11.54 КоАП в размере 20% начисленных (доначисленных) сумм платежей.
За непредставление индивидуальными предпринимателями в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин по ст.23.16 КоАП.
Реквизиты по платежам в Фонд:
ГУ Минфин РБ по Гродненской области, ОАО «АСБ «БЕЛАРУСБАНК» г. Минск, БИК AKBBBY2X, р/с BY85AКBB36029440100000000000, УНП 504457007, коды платежей: 03512 -«страховые взносы за себя», 13512 - «пеня за себя».
Адрес: ул. Дзержинского, 88/1, каб. 117. (тел. 702751)

Внимание самозанятым лицам!

Физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности (ремесленники, граждане, которые оказывают парикмахерские, косметические услуги, ремонт обуви, часов, пошив одежды, услуги фотографа, репетиторство и др.) имеют право на добровольной основе участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего.

Для того, чтобы периоды работы в качестве самозанятого лица были включены в стаж работы для назначения пенсии, необходимо уплачивать обязательные страховые взносы (взносы) в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
При изъявлении желания быть социально застрахованным, самозанятому лицу необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в районном отделе (секторе) Фонда по месту регистрации.
Для этого необходимо:
• Заполнить в районном отделе (секторе) Фонда заявление о постановке на учет, предъявив документ, удостоверяющий личность;
• Представить документ, подтверждающий уплату налога за осуществление деятельности.
Самозанятые лица уплачивают взносы со дня постановки их на учет за те периоды, в которых осуществляли свою деятельность. При этом периоды осуществления деятельности и суммы уплаченных взносов обязательно следует отразить в документах персонифицированного учёта по форме ПУ-3.
Сумма взносов составляет 29% от определяемого дохода, но не менее 29% от установленной минимальной заработной платы по республике.
В частности, за май 2019 года минимальная сумма взносов для самозанятых лиц составляет 95,70 рублей (330,00 руб. *29%).

Уплата взносов за 2019 год осуществляется в течение 2019 года,
но не позднее 1 марта 2020 года.

Документы персонифицированного учета по форме ПУ-3 необходимо представить в органы Фонда не позднее 31 марта 2020 года.

Телефоны для справок: 70-27-51

 

Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
75 лет Великой Победе
Легенды Гродзеншчыны
Гродно вчера и сегодня
Единый день информирования
Единый день
информирования
Информационный портал Пограничного комитета Республики Беларусь
Uevfybnfhyst ghjtrns
Информационный портал
За здоровый образ жизни!